С 15 апреля до 1 июня закрылись сразу 2 массовых зарубежных направления - Турция и Танзания (Занзибар). Оптимисты верят, что летом зарубежные страны откроются и всё будет как прежде. Но мы относимся к реалистам, и по совокупности поступающей информации, не уверены в быстрой, и тем более полной отмене ограничений относительно Турции.
По нашему мнению, введённые ограничения, это последнее предупреждение туроператорам и авиакомпаниям, которые по-прежнему делают ставку на выездной туризм. В ближайшие 2 года этим компаниям предстоит сделать выбор - либо сделать приоритетом развитие туризма внутри России, либо уйти в историю.
Для понимания масштабов вопроса, российские туристы в 2019 году вывезли из страны в Турцию по разным оценкам от 7 до 15 млрд. долларов. Если взять масштабы выездного турпотока из России в целом ежегодно утекали от 25 до 40 млрд. долларов. Это колоссальный источник, который можно и нужно использовать для развития собственного туризма, а не кормить Европу, Турцию и прочие страны, вводящие против нас санкции и прочие гадости.
Год назад мы уже писали о высоких рисках для чартерных авиакомпаний. Сейчас самое время посмотреть внимательнее на их показатели во время кризиса.
Азур Эйр (Azur Air)
2019 - 5,8 млн. пасс., 7 место в России;
2020 - 1,9 млн. (-67%), 8 место;
2021 (2 месяца) - 0,1 млн. (-83%), 16 место.
Крупнейшая в прошлом чартерная авиакомпания скатывается всё ниже и ниже. Авиакомпания является стратегическим партнёром туроператора Anex Tour, имеющего глубокие турецкие корни. Часть самолётов переоборудована под грузовые авиаперевозки, которые выросли в 2020 году в 13 раз.
Северный ветер (Норд Винд, Nordwind)
2019 - 5,5 млн. пасс., 8 место в России;
2020 - 2,9 млн. (-47%), 7 место;
2021 (2 месяца) - 0,3 млн. (-56%), 7 место.
Дочерняя авиакомпания туроператора Пегас Туристик, у которого турецкие уши торчат из всех документов, несмотря на активные попытки скрыть свои турецкие корни. Дела у авиакомпании идут лучше других чартерников, несмотря на потерю половины пассажиропотока. Всё благодаря тому, что Нордвинд сделал определённые выводы из прошлых обострений российско-турецких отношений и увеличил долю внутренних перевозок по России.
Роял Флайт (Royal Flight)
2019 - 2,3 млн. пасс., 10 место в России;
2020 - 0,9 млн. (-59%), 12 место;
2021 (2 месяца) - 58 тыс. (-79%), 18 место.
Авиакомпания выполняет рейсы для туроператоров Coral Travel и Sunmar. Оба туроператора входят в структуру турецкого туристического холдинга OTI Holding. Комментарии, как говорится, излишни.
Икар (Пегас Флай, Pegas Fly)
2019 - 2,2 млн. пасс., 11 место в России;
2020 - 0,76 млн. (-65%), 15 место;
2021 (2 месяца) - 0,12 млн. (-36%), 13 место.
Ещё одна дочка туроператора Пегас Туристик, о котором написано выше. Турецкие корни вполне очевидны.
Ай Флай (I Fly)
2019 - 1,3 млн. пасс., 16 место в России;
2020 - 0,2 млн. (-85%), 24 место;
2021 (2 месяца) - 0 (-100%), авиакомпания не вошла в Топ 35 авиакомпаний.
Авиакомпания выполняла рейсы для туроператоров TEZ Tour и TUI. Первый имеет турецкое происхождение, а второй - немецкое. Уже практически год Ай Флай не перевозит туристов и фактически превратилась в грузовую авиакомпанию.
Выводы
Сейчас 4 из 5 перечисленных авиакомпаний ещё держатся на плаву за счёт грузовых перевозок. Ай Флай переключилась на них полностью. Роял Флайт в 2020 году увеличила перевозку грузов в 23 раза, Азур - в 13 раз, Нордвинд - в 2 раза.
Более-менее ясные перспективы есть у Нордвинда. Судьба остальных авиакомпаний весьма туманна. По крайней мере до тех пор, пока они не сделают окончательный выбор. Работать на развитие России или Турции?