Найти тему
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Турция и Танзания закрыты. Как теперь будут выживать протурецкие чартерные авиакомпании России?

Оглавление

С 15 апреля до 1 июня закрылись сразу 2 массовых зарубежных направления - Турция и Танзания (Занзибар). Оптимисты верят, что летом зарубежные страны откроются и всё будет как прежде. Но мы относимся к реалистам, и по совокупности поступающей информации, не уверены в быстрой, и тем более полной отмене ограничений относительно Турции.

По нашему мнению, введённые ограничения, это последнее предупреждение туроператорам и авиакомпаниям, которые по-прежнему делают ставку на выездной туризм. В ближайшие 2 года этим компаниям предстоит сделать выбор - либо сделать приоритетом развитие туризма внутри России, либо уйти в историю.

23-летний Боинг 767 авиакомпании Азур Эйр
23-летний Боинг 767 авиакомпании Азур Эйр

Для понимания масштабов вопроса, российские туристы в 2019 году вывезли из страны в Турцию по разным оценкам от 7 до 15 млрд. долларов. Если взять масштабы выездного турпотока из России в целом ежегодно утекали от 25 до 40 млрд. долларов. Это колоссальный источник, который можно и нужно использовать для развития собственного туризма, а не кормить Европу, Турцию и прочие страны, вводящие против нас санкции и прочие гадости.

Год назад мы уже писали о высоких рисках для чартерных авиакомпаний. Сейчас самое время посмотреть внимательнее на их показатели во время кризиса.

Азур Эйр (Azur Air)

2019 - 5,8 млн. пасс., 7 место в России;

2020 - 1,9 млн. (-67%), 8 место;

2021 (2 месяца) - 0,1 млн. (-83%), 16 место.

Крупнейшая в прошлом чартерная авиакомпания скатывается всё ниже и ниже. Авиакомпания является стратегическим партнёром туроператора Anex Tour, имеющего глубокие турецкие корни. Часть самолётов переоборудована под грузовые авиаперевозки, которые выросли в 2020 году в 13 раз.

Северный ветер (Норд Винд, Nordwind)

2019 - 5,5 млн. пасс., 8 место в России;

2020 - 2,9 млн. (-47%), 7 место;

2021 (2 месяца) - 0,3 млн. (-56%), 7 место.

Дочерняя авиакомпания туроператора Пегас Туристик, у которого турецкие уши торчат из всех документов, несмотря на активные попытки скрыть свои турецкие корни. Дела у авиакомпании идут лучше других чартерников, несмотря на потерю половины пассажиропотока. Всё благодаря тому, что Нордвинд сделал определённые выводы из прошлых обострений российско-турецких отношений и увеличил долю внутренних перевозок по России.

Роял Флайт (Royal Flight)

2019 - 2,3 млн. пасс., 10 место в России;

2020 - 0,9 млн. (-59%), 12 место;

2021 (2 месяца) - 58 тыс. (-79%), 18 место.

Авиакомпания выполняет рейсы для туроператоров Coral Travel и Sunmar. Оба туроператора входят в структуру турецкого туристического холдинга OTI Holding. Комментарии, как говорится, излишни.

Икар (Пегас Флай, Pegas Fly)

2019 - 2,2 млн. пасс., 11 место в России;

2020 - 0,76 млн. (-65%), 15 место;

2021 (2 месяца) - 0,12 млн. (-36%), 13 место.

Ещё одна дочка туроператора Пегас Туристик, о котором написано выше. Турецкие корни вполне очевидны.

Ай Флай (I Fly)

2019 - 1,3 млн. пасс., 16 место в России;

2020 - 0,2 млн. (-85%), 24 место;

2021 (2 месяца) - 0 (-100%), авиакомпания не вошла в Топ 35 авиакомпаний.

Авиакомпания выполняла рейсы для туроператоров TEZ Tour и TUI. Первый имеет турецкое происхождение, а второй - немецкое. Уже практически год Ай Флай не перевозит туристов и фактически превратилась в грузовую авиакомпанию.

Выводы

Сейчас 4 из 5 перечисленных авиакомпаний ещё держатся на плаву за счёт грузовых перевозок. Ай Флай переключилась на них полностью. Роял Флайт в 2020 году увеличила перевозку грузов в 23 раза, Азур - в 13 раз, Нордвинд - в 2 раза.

Более-менее ясные перспективы есть у Нордвинда. Судьба остальных авиакомпаний весьма туманна. По крайней мере до тех пор, пока они не сделают окончательный выбор. Работать на развитие России или Турции?