На месте владений старинной городской усадьбы на Петровском бульваре, 5 в Москве, история которой связана с именем известного композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра – автора знаменитого матросского танца «Яблочко», сегодня расположены два дома.
Строение 1 – главный усадебный дом, построенный в 1846 (в некоторых источниках – в 1859-м) году зодчим Павлом Прокофьевичем Петровым, известным своим участием в строительстве объектов на территории Донского монастыря .
Строение 2 – доходный дом, возведенный в 1888 году по проекту архитектора Вячеслава Францевича Жигардловича.
Усадьба и доходный дом Ренквист – Глиэр на Петровском бульваре
В 1900 году городскую усадьбу на Петровском бульваре приобретает Мария Николаевна Ренквист. Спустя 4 года ее родная дочь Мария заключает брак с тогда еще малоизвестным композитором Рейнгольдом Глиэром.
Молодые поселились в одной из квартир доходного дома (стр.2), в которой родилось их пятеро детей: близняшки Нина и Лия, Роман, двойняшки Валентина и Леонид. Последний в будущем станет талантливым инженером и соавтором проекта здания «Детского мира» на Лубянке.
В 1913 году Рейнгольд Морицевич вместе с семьёй переезжает в Киев, где становится профессором и первым директором местной консерватории.
В 1920-м Глиэры возвращаются в Москву и вновь поселяются в бывшем владении Марии Николаевны на Петровском бульваре, но уже в главном усадебном доме (стр.1). Глава семейства становится профессором уже Московской консерватории .
Именно в этой квартире в период с 1925 по 1927 годы Рейнгольдом Морицевичем Глиэром был создан первый в Советском Союзе балет «Красный мак», в котором звучит знакомый большинству людей в нашей стране матросский танец «Яблочко».
Произведение создавалось в тесном сотрудничестве с балетмейстером Василием Дмитриевичем Тихомировым, а также с главным художником Большого театра Михаилом Ивановичем Курилко и балериной Екатериной Васильевной Гельцер, которые в тандеме написали либретто к этому балету.
В квартире Глиэра часто бывали многие известные деятели советской культуры, среди которых:
- Хачатурян Арам Ильич;
- Прокофьев Сергей Сергеевич;
- Хренников Тихон Николаевич;
- Эшпай Андрей Яковлевич;
- Гнесина Елена Фабиановна;
- Ростропович Мстислав Леопольдович и многие-многие другие.
О величайшем таланте Рейнгольда Морицевича говорит уже тот факт, что он стал единственным в дореволюционной России композитором, трижды отмеченным самой, пожалуй, престижнейшей премией того времени в области музыкального искусства – премией им. М.И. Глинки. В советское время, опять же трижды, был награжден Сталинской премией.
Глиэр занимался и общественной деятельностью. В разные годы он был председателем Всероссийского общества драматургов и композиторов, председателем Союза композиторов города Москвы и председателем Организационного комитета Союза композиторов СССР.
В 1938 году Рейнгольд Морицевич вместе с супругой переезжает отсюда в «композиторский дом» на улице Чаянова, 10, но их потомки продолжали здесь жить вплоть до семидесятых годов прошлого века.
Великого композитора не стало в 1956 году. Предан земле на Новодевичьем кладбище .
Сегодня в бывшей квартире Р.Л. Глиэра на Петровском бул., 5, стр.1 размещается мемориальный музей его имени.
Фото: fedinf.com и moydom-moscow.turbopages.org