Найти в Дзене
ФИНКОНТ

Успешный руководитель: как критиковать подчиненных конструктивно и без перехода на личности

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Зачем руководителю развивать искусство критики? Прежде всего, чтобы сформировать благоприятную среду в коллективе. Руководители часто совершают ошибки, потому что не знают, не помнят или пренебрегают правилами критики. На персонал оказывается психическое воздействие, которое к хорошим результатам не приведёт. Помогут тренинги личной эффективности.

Давайте вспомним десять основных правил критики подчинённых.

1. Беседуйте наедине. В присутствии других сотрудников критикуемый, скорее всего, будет сопротивляться, ведь ему нужно сохранить лицо перед коллективом.

2. Критикуйте действия. Не задевайте личностные характеристики сотрудника, его внешность и мировоззрение.

3. Используйте похвалу. Пары секунд внимания к достижениям хватит, чтобы снизить напряжение перед критической беседой и устранить мысли о предвзятости.

4. Сохраняйте спокойствие. Не выплёскивайте эмоции, это показатель слабого характера. Беседуйте ровным тоном вне зависимости от серьёзности проступка.

5. Умейте слушать. Не используйте критику в качестве личной эмоциональной разрядки. Ваша задача – установить истину, а для этого нужно выслушать позицию критикуемого.

6. Выбирайте подходящие формы критики. Можно выразить озабоченность проблемой, удивление, сопереживание, намекнуть или выдвинуть конкретное требование – в зависимости от индивидуальных качеств критикуемого.

7. Делайте психологические паузы. Не пытайтесь достучаться до сотрудника, который находится на взводе. Сделайте паузу и дайте человеку успокоиться.

8. Доносите основную информацию в первую минуту беседы. По статистике, человек выслушивает доводы в течение первой минуты, а затем пытается искать контраргументы и «идёт в контрнаступление».

9. Не давите. Критикуемый сотрудник может находиться в стрессовом состоянии, проявите терпение, дайте ему возможность обдумать ситуацию.

10. Никакой фатальности. Не нужно создавать впечатление о полной безвыходности сложившегося положения. Это демотивирует и ухудшает трудовые показатели. Лучше дайте сотруднику понять, что выход есть, предложите ему высказать предложения по исправлению ситуации. Или сформулируйте замечание так, чтобы оно содержало в себе решение проблемы или указывало выход из ситуации.

Поставьте себя на место подчинённого, постарайтесь понять его состояние и эмоции, так у вас появится понимание, как сообщить сотруднику о проблеме и не вызвать у него гнев, обиду или другие негативные эмоции. Хорошим инструментом здесь будет эмоциональный интеллект – один из гибких навыков, которым стоит овладеть руководителю.

Узнайте больше о пяти ключевых навыках, которые стоит прокачать каждому.