Сначала Петербург встретил нас штормовым ветром, тучами и градом. В первый же погожий день, а именно в прошедшее воскресенье, когда небо очистилось от облаков и солнце грозилось нагреть воздух до шальных десяти градусов (в итоге было даже больше), мы поспешили отправиться на прогулку в окрестностях поселка Саблино.
Ехать далеко не хотелось, а до Саблино от нашего дома всего 30 километров по шоссе. Интересно, что до этого дня мы еще ни разу не бывали там. Как-то не приходилось. Вообще, эта местность интересна, прежде всего, пещерами – старинными штольнями, в которых раньше добывали кварцевый песок для производства стекла. Туда часто водят походы, внутри пещер даже ночуют, но, так как я совсем не спелеолог по призванию, я и не стремилась в этих пещерах побывать. Хотя именно в них обитает главная достопримечательность животного мира этой местности – летучие мышки шести разных видов, в том числе очень редких и краснокнижных.
Кстати, прошлой зимой мы посетили с группой Борщевские (Оредежские) пещеры на юге Ленобласти, о которых можно прочитать в отдельной статье здесь.
Что же заставило нас поехать в Саблино сейчас? Водопады! Слово достаточно странное для описания ландшафтов Ленинградской области, отличающейся довольно однообразным рельефом. Но водопады здесь есть, и наиболее прекрасны они именно в это весеннее время начала-середины апреля. Большая вода на водопадах бывает редко и быстро уходит, поэтому застать мощь и великолепие ниспадающих потоков можно не каждый год. В эту зиму, как говорят, снега было достаточно, поэтому и реки полноводные. Хотя к нашему приезду от снега уже не осталось и следа.
Вся территория считается памятником природы, который так и называется – Саблинский. Он охватывает каньонообразное русло реки Тосны и место ее слияния с речкой Саблинкой. По берегам можно увидеть обнажения песчаников и известняков кембрийского и ордовикского возрастов. Один равнинный водопад расположен на Тосне, другой – на Саблинке. Сначала мы подъехали ко второму (между водопадами где-то два с лишним километра пути).
По дороге видели большое количество гусиных стай, возвращавшихся с мест своих зимовок. Они смотрелись масштабно и красиво на фоне такого редкого для Петербурга безоблачного синего неба. Как я и говорила, снега за городом не осталось, но земля еще не успела просохнуть, поэтому везде много грязи и луж. Ох, как я рада этой грязи! Я устала от снега, и отрадно было видеть и скользкую чачу под ногами, и прошлогоднюю пожухлую траву.
Первый водопад – Саблинский – совсем не большой, уютно расположенный у подножья высокой стенки каньона реки. Мы приехали рано утром, и вокруг еще никого не было. Сказочное умиротворение, только пение птиц и шум падающей воды. Ширина русла на водопаде метров шесть-семь, а высота падения – около полутора. Ржавая торфяная вода закручивалась в кудрявые спирали, которые, падая с каменной ступени, превращались в густую пену.
Когда мы вернулись к дороге, чтобы отправиться на Тосненский водопад, неожиданно встретили нашу хорошую знакомую Лену, которая дважды была с нами в походах на Байкале – летом и зимой. Удивительно, конечно, как в нашей семимиллионной деревеньке нельзя выйти из дома и не встретить знакомых! Уже четыре года Лена занимается каякингом и приехала с друзьями поупражняться на водопадах по большой воде. На багажниках машин у них были закреплены спортивные одноместные каяки. Конечно, нам в свою очередь захотелось посмотреть на то, как ребята будут штурмовать водопад. Зрелище это оказалось очень захватывающе.
Из всех возможных видов любительского туризма я попробовала почти все, чтобы прийти к выводу, что я точно не водник и точно не спелеолог. Самый мой любимый вид туризма – пеший. На своих двоих всегда удобно и приятно. Ну, и лыжный туризм тоже по мне. А если сплавы – то только по спокойной воде и на байдарке (на катамаране сплавлялась лишь однажды, было страшно). Когда мы поподробнее расспросили Лену о ее увлечении, она вынесла такой вердикт:
– Каякинг – это дорого, тяжело и опасно. Не рекомендую, — сказала Лена, смеясь и укладывая в багажник весло, которое обошлось ей в 27 тысяч рублей.
После Саблинского водопада ребята поехали на Тосненский, и мы вместе с ними. От дороги тропа ведет на высокий обрыв, с края которого открывается панорама Тосны и пустынных просторов на том берегу. Ширина русла здесь где-то метров двадцать и смотрится река, конечно, гораздо внушительнее своего притока Саблинки, хотя сам водопад по высоте визуально кажется меньше. Но масштаб и сила потока привлекли сюда не только наших знакомых туристов-водников, но вообще «весь свет петербургского каякинга», как выразилась Лена.
Спортсмены (их было человек 15) по одному проходили на каяках водопад, потом причаливали к берегу, обносили лодки по крутому склону и выше по течению снова спускались на воду, снова штурмовали порог, и так по несколько раз каждый. Что и говорить, для всех праздных любителей погулять на природе эти активности каякеров оказались интересным зрелищем. К середине дня людей на берегу стало больше, все фотографировали спортсменов, удивлялись и судачили, как это им всем не страшно.
Те, кто бывал на Тосненском водопаде летом, говорят, что иногда воды в нем настолько мало, что с одного берега на другой можно спокойно перейти пешком по каменной полке. Очень сложно было это себе представить, наблюдая, как бурлит взбешенная пена у подножья водопада, как в нее с головой уходят некоторые каякеры. Мы провели на водопаде не один час, то наблюдая с высоты обрыва, то спускаясь к подножью каньона. Потом наши знакомые отправились на речку Мгу продолжать тренировку, а мы не стали их сопровождать и отправились домой.
На этом пока все, всем привет из Ленобласти!
Еще в этом блоге:
А еще у меня есть Инстаграм, где я публикую фотографии, истории и короткие заметки, а также Телеграм-канал для повседневных записок.