Найти в Дзене
anj68

Заигрывая с системами можно и доиграться, или открытие недооткрытое Эйнштейном.

В своей работе «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейн стремился добиться равноправия систем.
То есть, был недоволен асимметрией, которая явственно выпирает из некоторых явлений. И ему вполне удалось с этой асимметрией расправиться. Поскольку электродинамические явления для некоторых несколько сложны, мы попробуем объяснить это на более простом примере. Тем более, что сам Эйнштейн легко

В своей работе «К электродинамике движущихся тел» Эйнштейн стремился добиться равноправия систем.

-2

То есть, был недоволен асимметрией, которая явственно выпирает из некоторых явлений. И ему вполне удалось с этой асимметрией расправиться. Поскольку электродинамические явления для некоторых несколько сложны, мы попробуем объяснить это на более простом примере. Тем более, что сам Эйнштейн легко перенес кинематику в электродинамику.

Представьте себе двуручную пилу и бревно. Бревно, обычно, выступает в качестве неподвижной системы К; пила – в роли подвижной системы К ' . Если поступать наоборот, то есть, водить бревном по пиле, то как-то уж очень неудобно. То есть, асимметрия. Но эту проблему можно легко решить. Если перейти в систему пилы, то она относительно самой себя станет неподвижной, а бревно соответственно, подвижным. Поскольку в подвижных объектах наблюдается сокращение, то диаметр бревна уменьшиться и разбревнить бревно окажется так же легко, как и наоборот – распилить. Собственно, и все. Однако, бревно при этом никто и не двигал, если что. Поэтому пилить совершенно одинаково: как в случае, когда пилой по бревну, так же, и в случае, когда пилой по бревну, но с точки зрения пилы.

Рассматривая неподвижный проводник с током и отдельный движущийся заряд, Эйнштейн с удовольствием переходит в систему отдельного заряда, в которой он не движется, и делает далеко идущие выводы.

И. В. Савельев, "Курс общей физики", "Наука", 1982г, том II, стр 128.
И. В. Савельев, "Курс общей физики", "Наука", 1982г, том II, стр 128.

Так вот, если бы он еще и в систему зарядов в проводнике перешел, то обнаружил бы, что эти заряды тоже неподвижны. А движется проводник.

! Другими словами, ток – это не упорядоченное движение зарядов, а движение проводника сквозь неподвижные заряды!

И не говорите нам про бредятину – имеем полное право ходить из системы в систему как угодно, в связи с принципом относительности.

Собственно, никакой асимметрии при движении для равноправных, одинаковых, аналогичных, равноценных систем и не существует. Можно было взять два проводника с током, и двигая любой из них, без всяких релятивистских заморочек, получить один и тот же результат. Или, например, две одинаковые легковушки: совершенно без разницы какая из них в какую вляпается. То есть, не надо если, все же, одна двигается, и мы перейдем в ее систему, где она неподвижна, уговаривать вторую легковушку относительно первой двигаться.

А вот для неравноценных систем ожидать равноправия даже с перепрыгиванием из одной системы в другую не приходится. Например, легковушка врезается в дом. Даже если, перейдя в систему легковушки, где она неподвижна, начать сокращать дом в соответствии с волшебным корнем – дом до размеров легковушки, все равно, не сократится, а масса легковушки до массы дома не дойдет. Короче, кроме Эйнштейна никому не пришла в голову мысль, что наткнуться на скорости 5км/ч на бульдозер, абсолютно то же самое, что и наехать бульдозером при скорости 5км/ч.

В общем, у Эйнштейна, собственно говоря, два не озвученных открытия:

-ток – это движение проводника относительно цепочки неподвижных зарядов;

-любые два неравноценных явления симметричны (Гвозди в доску забивать доской по гвоздю с молотком – так же удобно, как и наоборот. Особенно, если при этом забивать как обычно, но рассматривать из другой системы).

P/S: Кстати, у того же Савельева, в том же томе, есть примерная скорость упорядоченного движения зарядов в проводнике 10^-3м/с. Согласно утверждениям релятивистов: на таких скоростях вся релятивистская физика "переходит" в классическую. То есть, построения с волшебным корнем, в данном случае, никакого смысла не имеют.