Найти тему
Заметки Моргора

Поликефал, ассирийские слова, богиня молний и божество отрыжки – ещё гипотезы о Симаргле

В нашем прошлом выпуске мы рассмотрели две, на мой взгляд, самые популярные теории относительно того, кто же такой загадочный Симаргл (они же – опять-таки по моему мнению – наиболее состоятельны). Сегодня я предлагаю ознакомиться ещё кое с какими предположениями.

В мифологическом словаре советского (затем российского) филолога и историка культуры Елеазара Моисеевича Мелетинского я как-то раз прочитал следующее:

Имя С. [Симаргла] восходит, по-видимому, к древнему Sedmor(o)-golvb, «Семиглав» (ср. характерную для славянских богов поликефалию, в частности семиглавого Руевита). Согласно другой, более спорной гипотезе (К. В. Тревер и др.), имя и образ С. – иранское заимствование, восходит к мифической птице Сэнмурв. Д. Ворт связывает С. с птицей Див. Функции С. неясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного древнерусского пантеона.
Автора иллюстрации не знаю. Нашёл два года назад на просторах Сети
Автора иллюстрации не знаю. Нашёл два года назад на просторах Сети

Семиглавое божество (или всего лишь идола) «Седмаруглава» увидел в Симаргле (и отождествил с Руевитом) французский филолог и писатель Луи Леже, родившийся в 1843 году и почивший в 1923. Леже (если вдруг у кого возникнет не самый разумный вопрос: а какое, мол, отношение француз имеет к славянской мифологии и культуре?) был основоположником славистики (науки, изучающей языки, литературу, фольклор, историю, материальную и духовную культуру славянских народов) во Франции, а также почётным членом болгарского Литературного общества (ныне Болгарская академия наук), членом Академий наук Санкт-Петербурга, Белграда и Бухареста.

Некоторое время сию гипотезу Леже поддерживали куда более известные широкому кругу читателей Владимир Николаевич Топоров и Вячеслав Всеволодович Иванов – советские (позже российские) лингвисты.

Российский археолог и историк Иван Егорович Забелин (родился в 1820 году, умер в 1908-м – или в 1909, если по нынешнему стилю) полагал, что Сим и Регл (напомним: в «Слове некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» написано: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)», а уже в более поздних источниках употребляется одно имя – Си(ѣ)марьгл или Семургл) – ассирийские слова, обозначающие поклонение огню. Сим и Регл, по Забелину, – это боги, заимствованные русичами у обитателей Киммерийского Боспора и Южного Черноморья, они, дескать, известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове. Ничего ни о самих этих якобы божествах, ни о надписи (кроме самого упоминания) лично я не нашёл и ранее не слышал.

А вот филолог-славист и краевед Николай Дмитриевич Квашнин-Самарин, родившийся в 1841 году и умерший не ранее 1918, «опознал» в Симаргле некую богиню молний («си» он истолковал как «сивая, светлая», а «маргла» как «моргающая»).

Но оригинальнее всех оказался польский историк культуры и языковед Александр Брюкнер (родился в 1856 году, умер в 1939-м): он тоже разделил слово «Симаргл» на две части, первую связал с понятием семьи, а вторую – с глаголом «рыгать». Получилось божество отрыжки...