Пару месяцев назад мне вновь удалось полетать на легенде советской гражданской авиации, на одном из немногих оставшихся в строю самолете - Ту-134А. Вновь увидев этот лайнер-красавец и оказавшись внутри я сразу вспомнил, что этот самолет ещё разработанный в 1960-х годах имеет весьма необычную конструкцию.
Ту-134 один из немногих пассажирских самолетов, имел не характерное для гражданских лайнеров остекление носовой части кабины.
Но если немного вспомнить историю авиации, то стеклянные панорамные кабины были не таким уж и редким элементом в боевой авиации середины прошлого столетия.
Средства и всевозможные электронные системы навигации в те далекие времена были слабо развиты. И для выполнения разных боевых задач: наведения на цель, прицельного бомбометания, десантирования без помощи штурмана справиться было крайне сложно, не говоря уже и о других, более привычных задачах для этого члена экипажа.
И если в гражданских самолетах штурманы обычно находились рядом с пилотами, взять тот же Ил-14 или Ил-18 , то для выполнения боевых задач штурману нужен был удобный обзор. И прозрачная кабина в носовой части самолета как нельзя лучше подходила для этого.
В качестве примера боевых самолетов у которых было прозрачное остекление носовой части, можно привести американские Boeing В-17 Flying Fortress, Douglas А-20С, немецкие Dornier 217, Heinkel He 111, ну и отечественные Ил-4, Пе-8.
С развитием технологий и внедрении навигационных систем, штурманы постепенно стали исчезать из состава экипажей.
Хотя в СССР всё продолжали производится самолеты с стеклянными носами и во - второй половине прошлого столетия. Взять для примера тот же бомбардировщик Ту-16, военно-транспортный Ил-76 или Ан-12.
И если с военными самолетами тут всё понятно и это необходимость, то зачем же такие кабины нужны была на гражданских Ту-134?
Самое время вспомнить немного про историю создания этого замечательного самолета.
Ту-134 в отличии от своего старшего "собрата" Ту-154, являлся не новой разработкой КБ Туполева, а скорее глубокой переработкой существовавшего лайнера Ту-124. Который в свою очередь был одной из модификаций первого советского пассажирского реактивного самолета - Ту-104.
Если кто-то забыл, то у Ту-104 тоже была кабина со стеклянным "носом", где и размещался штурман.
Вот так и достался Ту-134 стеклянный нос по наследству от своего прародителя Ту-104.
А Ту-104 тоже не был самостоятельной разработкой, а как было принято в те времена, являлся модификацией бомбардировщика-ракетоносца Ту-16
Вот так и появился стеклянный нос на Ту-134 от своего "прадедушки" Ту-16, но это была скорее дань унификации.
В середине 1970-х годов начался выпуск модификации Ту-134А и у некоторых самолетов остеклённая носовая кабина штурмана исчезла. Серия же Ту-134Б была полностью без такого "стеклянного носа". Вместо штурманского места в носовую часть самолета устанавливали радиолокационную систему «Гроза-134».
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!