Найти в Дзене
Валентин Павлов

Раскопки захоронений в поиске модели-натурщицы картины "Джоконда" кисти Леонардо да Винчи

РАСКОПКИ В ПОИСКАХ ОСТАНКОВ ЛИЗЫ ГЕРАРДИНИ-ПРОТОТИПА КАРТИНЫ «ДЖОКОНДА» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Сильвано Винчети
Сильвано Винчети
 "Джоконда" и  ученик художника по прозвищу Салаи (1480-1524)
"Джоконда" и ученик художника по прозвищу Салаи (1480-1524)
Египитский фараон Тотунхамон
Египитский фараон Тотунхамон

Все, кому посчастливилось побывать в Парижском Лувре и лицезреть картину «Джоконда», хотят знать, кто был моделью-натурщицей художнику Леонардо да Винчи и какое имя в миру носила изображённая на портрете особа.

Кандидатур, предлагаемых на эту роль, множество. Некоторых мы «разобрали по косточкам» в предыдущих своих публикациях.

Сегодня рассказ о неутомимом итальянском исследователе, посвятившем не один десяток лет раскрытию исторических тайн.

Президент негосударственного Итальянского Национального Комитета по возрождению исторического и культурного наследия – Сильвано Винчети, ныне здравствующий, известная личность в определённых кругах. Он не учёный, а популизатор науки, а также неутомимый исследователь и по ходу незаурядный пиарщик

В конце ХХ века он был убеждённым сторонником версии, что моделью для написания картины «Монна Лиза» был ученик художника Леонардо да Винчи - Жан Жакомо Капротти (1480-1524), прозванный Салаи (чертёнок). 2 февраля 2011 года Сильвано Винчети публично объявил об этом на пресс-конференции в Риме. Ряд известных учёных это сообщение подвергли жёсткой критике. Мнение знающих людей синьор Винчети принял к сведению и продолжил работу в выбранном направлении с учётом новой информации.

В 2005 году доктор наук Армин Шлегер сообщил об обнаружении им в библиотеке Гендельбергского университета (Германия) фолианта, на полях которого его владелец флорентийский чиновник Агустино Веспуччо сделал запись, что он в октябре 1503 года видел как Леонардо да Винчи прорабатывал темы трёх картин, в том числе рисунок головы Лизы дель Джоконда. Для некоторых современных авторов этого было достаточно, чтобы «протрубить»: доказано, на портрете изображена Лиза дель Джоконда, в девичестве Герардини.

По этому поводу Новости «Вокруг Света» сделали запрос и 15.01. 2008 получили ответ, суть которого, « специалисты библиотеки Гендельбергского университета подтверждают предположение , что на картине «Монна Лиза» изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо». Иными словами, эти специалисты в обнаруженных на полях фолианта записях, не нашли подтверждения, что на Луврском портрете «Джоконда» Леонардо да Винчи изобразил Лизу Герардини , жену купца дель Джокондо.

Полагаем, Сильвано Винчети ознакомился с «Трактатом о живописи», написанным самим Леонардо да Винчи, и обратил внимание на стр. 16: « И уже он принял участие в картине, которая представляла божественную вещь, чтобы целовать её без подозрения, но, в конце канцов сознание победило вздохи и похоти и была сила удалить её из дома» . Здесь речь идёт о том, что Леонардо да Винчи по прибытии в Ватикан в октябре 1513 года показал гонфалоньеру Святой Папской Церкви Джулиану 2 Медичи (1479-1516) законченную написанием картину «Джоконда». Тот сразу признал в 30-летней мадонне Лизу Герардини (1479-1542), свою первую любовь в 15 лет и купил картину.

Через 2 года, собираясь жениться на 17-летней Фелиберте Савойской, королевских кровей, Джулиано 2 вернул «Джоконду» художнику, полагая , что тот лучше всех обеспечит её сохранность. В расчёте они применили взаимозачёт. Джулиано 2 не платил за «Леду», предназначенную в подарок королю Франции Франциско 1. а Леонардо не возвращал полученные в 1513 году деньги за «Джоконду».

Убедившись по источникам в причастности Лизы Герардини к портрету «Джоконда», Сильвано Винчети осталось только это документально подтвердить.

К этому времени, очень кстати, исследователь Джузеппе Паланти нашёл в городском архиве духовное завещание купца Франческо дель Джокондо (1465-1538) – мужа Лизы Герардини. Согласно диктату воли мужа, Лиза после его смерти должна была остатки своих дней провести в монастыре Святой Урсулы, где монахиней-настоятельницей была их дочь Мариетта. Почему купец определил её в монастырь? Наверное, чтобы замаливала свои грехи юности. Ведь она в свои неполные 16 лет пришла под венец «распечатанной». Почему купец не разрешил похоронить Лизу вместе с детьми в своём фамильном склепе? По той же причине.

Синьор Паланти, уверенный, что Лиза поступила так, как повелел супруг, продолжил поиск в церковном архиве. Там в книге учёта умерших, он нашёл запись, свидетельствующую, что Лиза дель Джоконда после проведенных четырёх лет в монастыре, умерла в 1542 году и здесь же похоронена.

Теперь Сильвано Винчети « загорелся» желанием продолжить исследования на новом уровне и наметил для себя план действий:

- составить бизнес-план;

- получить согласования и разрешения на раскопки у городской и церковной власти;

- обеспечить финансирование проекта за счёт поступлений, в основном, от частных лиц на расчётный счёт Комитета;

- организовать проведение археологических раскопок в месте захоронения 480-летней давности;

- предоставить в научно-исследовательский институт в Болоньи материалы, необходимые для проведения нужных тестов по подтверждению принадлежности костей к Лизе Герардини;

- с воссозданием по черепу лицевых мышц, получить от палеонтологов и антропологов изображение женщины;

-пригласить экспертов мирового уровня, поставив перед ними один единственный вопрос - Лиза Герардини или не она смотрит на зрителей с находящейся в Парижском Лувре картины «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи.

Предстояло объёмное, дорогостоящее мероприятие с участием археологов, антропологов, генетиков, учёных, исследователей, историков, искусствоведов, экспертов в разных областях и других специалистов, не знающих с какими трудностями им придётся столкнуться.

В 2011 году начался поиск захоронений на территории разрушенного временем монастыря, носившего когда-то имя Святая Урсула. Даже мы знаем, что в монастырях не хоронят, и не занимаются прелюбодеянием. ( Это для тех авторов, которые написали , что любовные встречи герцога Лодовико Сфорца и Чечилии Галлерани происходили в стенах женского монастыря при церкви Святой Екатерины в Милане).

В 2012 году со слов историка искусств Томаза Монтанари под нефом церкви с помощью георадара обнаружено не менее сотни женских скелетов. Все кости перемешаны, размыты наводнениями (… 1699, 1966).Черепа развалились на фрагменты. Начались работы по датированию радиоуглеродным методом останков, захороненных в год смерти Лизы Герардини (1542).

9 августа 2013 года учёные вскрыли семейный склеп Франческо дель Джокондо, находящийся в церкви Святая Аннунциата, чтобы взять биоматериал с останков сына Пьеро для сравнения генетических характеристик при установлении костей матери. Останки оказались не пригодные для работы с ними в рамках семьи.

Только в 2015 году под полом нефа бывшей церкви Флорентийского монастыря Святой Урсулы были найдены останки захоронений ХУ1 века, в том числе предположительно Лизы Герардини. Их нашли в крипте монахов францисканцев, к Ордену которого относилась монахиня-настоятельница монастыря Святой Урсулы дочь Мариэтта, благодаря которой мать и была здесь похоронена с честью.

К большому огорчению археологов и исследователей человеческие кости, пролежавшие в сырой земле почти 500 лет серьёзно разрушились и перемешались. Хуже всего, главный предмет- череп Лизы, ради которого «ломались копья», целым не найден. Он развалился и часть его фрагментов унесли потоки воды. 8 мешков с костями отправили в Болонский университет, где исследования в полном объёме не проводились из-за отсутствия для сравнения генетических материалов с фамильного склепа Джокондо.

Отсутствие ожидаемого результата не помешало синьору Сильвано Винчети 24 сентября 2015 года сделать в учёных кругах в Риме заявление: « Обнаружены останки, которые с высокой уверенностью можно считать останками Лизы Герардини». Очередной вброс субъективной бесполезной информации, которую не разделяет профессор антропологии Балонского университета синьор Джорджио Группиони. С его слов, состояние останков, которые обнаружены в захоронении и доставлены в университет на исследование в восьми пакетах, таково, что не позволяет определить их принадлежность к конкретному человеку и восстановить его внешность. « Мы мечтали найти череп и восстановить лицо. Однако нас ждала неудача, ничего не поделаешь». Синьор Группиони по существу при теперешнем уровне науки поставил крест на изысканиях Сильвано Винчети в этом направлении.

По нашему мнению этот исследователь потерпел неудачу из-за того, что потревожил для любопытства останки истинно верующей рабы Божьей, преданной земле на века для упокоения.

Неугомонный и неутомимый синьор Сильвано Винчети продолжил свои изыскания. Об этом в последующих статьях.

Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru

-