Сюжеты, идеи и цитаты Михаила Булгакова сейчас широко обсуждают и учат наизусть. Их приводят в пример при обсуждении любой темы, так или иначе касающейся веры, любви, соотношения светлых и темных сил…
Одна из главных мыслей романа и любимых фраз читателей (а больше зрителей), которую любят цитировать к месту и порой не к месту, высказана булгаковским Воландом:
«…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
Когда так говорит князь темного мира – это понятно. Ведь он противостоит миру светлому с его важнейшей установкой:
«Просите и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7 : 7–8).
Но почему эту фразу возвели в ранг афоризма и повторяют, почти как заклинание, толпы восторженных поклонников и поклонниц, которые себя атеистами и уж тем более фaнaтами темного мира не считают?
Потому, что эта мысль оказалась близка людям разного времени и различных социальных групп:
- например, современникам самого Булгакова – поскольку в те годы как раз в моде был энтузиазм, своего рода социалистический ренессанс.
Да, современники Булгакова не очень-то узнали его книги в целом и эту мысль, в частности. Но сам-то автор, когда писал, на публику ориентировался.
В то время человек признавался венцом творения, способным собственными силами вepшить cyдьбы мира, поворачивать реки вспять, выращивать яблони на Луне и проч.
Считалось слабостью и даже низостью выпрашивать что-то у кого бы то ни было – хоть у близкого человека, хоть у природы и высших сил. Например, в одной книге тех лет любопытно прописано, как герой, в отличие от его подруги, не молился о своем исцелении, намеренный выздороветь сам;
- а нашим современникам – поскольку нынче в тренде индивидуализм с его независимостью и уверенностью в собственных силах.
Но почему Булгаков подает эту мысль князя темного мира читателям как аксиому, которую надо соблюдать?
И вот ведь режиссеры идут у него на поводу и заставляют актеров акцентировать этот момент. А зрители, соответственно, ведутся перенимают эту идею как свою.
Не парадокс ли: Воланд смеется над установкой Берлиоза контролировать всё в жизни, не учитывая мелкого фактора наподобие разлитого масла, который может в любой момент прервать саму жизнь, – но в то же время сам же Воланд учит Маргариту независимости?..
С одной стороны, это гордыня писателя. Не зря он «варился» в масонской «каше». И не зря его книги церковь не очень любит.
С другой стороны, это, вероятно, его недосмотр. Он прописал изящную мысль, но не учел (ли?) ее соотношения с евангельскими идеями. Во всяком случае, очень хочется думать, что намерения противостоять библейским идеям у него не было.
С третьей стороны, это вера писателя в своего читателя, который разберется – что к чему.
Итак, обманул ли Булгаков читателя в главной мысли этого романа?
С одной стороны, обманул. Потому что он гордость заменил на гордыню. И этот cмepтный гpex показал как достоинство.
С другой стороны, не обманул. Потому что он рассчитывал: читатель будет подготовленным и, глубоко проанализировав, сам разберется.
Но, увы, часто читатель не такой уж и подготовленный. И далеко не все глубоко анализируют прочитанное. А многие и вообще ограничиваются просмотром экранизаций, прочитав саму книгу разве что наскоро.
Не секрет ведь, что многие воспринимают любые подобные сюжеты довольно упрощенно.
Например, в «"Юноне" и "Авосе"» видят историю любви, в то время как это история жизненного кризиса и скитаний, где отношения с юной американкой – всего лишь одна из точек на пути поиска смысла жизни. Да, для графа Резанова это одна из главных таких точек, но все же далеко не единственная.
И в «Мастере и Маргарите» тоже видят этакую love story, в то время как это история отречения от любви к Создателю во имя «любви земной», намеренное несоблюдение первой заповеди.
Из-за того, что герои книги отреклись от небесной любви, их и не пустили в свет. А из-за того, что они отреклись во имя все-таки любви, хоть и «земной», их не пустили и в тьму.
Их направили в своего рода чистилище. Булгаков называет это «покой». Но это неверно: вне света (Рая) покоя быть не может. И вот тут, пожалуй, то ли все-таки обман-лукавство, то ли недосмотр писателя.
И Булгаков направляет своих читателей туда же – если они не будут более глубоко задумываться над его мыслями, но станут бездумно повторять цитаты лишь оттого, что они так красиво звучат.