Найти в Дзене
Стив Май

Надо ли всему учить всех подряд?

Не первый раз сталкиваюсь с мыслью, что не требуется в школе учить всех подряд. Обычно вопрос ставится относительно каких-то специфических знаний типа математики или программирования и прочих высших материй

Но порой всплывают и товарищи, считающие, что даже читать-писать не всем надо.

А мне объясните, на фига козе баян. Ну то есть физика тому, про кого Вы пишите.

Да и сами дети о том же:

Мне ваша физика (химия, история) не нужна, ведь я не буду физиком (химиком, историком).

Спорить с этим бесполезно. Большее, что может учитель в этой ситуации - это промямлить про гармонично развитую личность.

А у меня ответ один: надо всем.

Но другой - куда более существенный вопрос: как именно надо? Если грамотно разрешить его, то остальных вопросов просто не возникнет.

Если мы будем просто пихать в мозг ребёнка, как в мусорный мешок, различные "знания" (типа таблицы синусов, таблицы неправильных глаголов, таблицы истинности и пр), то это пользы никому не принесёт, а ребёнку даже вредить будет. Увы, именно этим и занимаются учителя в школах: сваливают в кучу алгоритмы и данные, сгребают всё это в совочек и так ножкой на педальку - опа! - загрузили. Просто не понимают, как вообще может быть что-то за границами таблиц. Вот и создают, как написал один мой читатель "табличное мышление" (к огромному сожалению не сохранил ссылку на комментарий).

Такая физика (химия, история) никому на самом деле не нужна. Как и козам баяны. Это действительно очень специфические вещи, которые в пору грузить на жёсткий диск в компьютере, а не в великолепную гибкую систему в голове ученика.

Но есть вещи, которые можно изучать с помощью физики (химии, истории) - они точно понадобятся всем и каждому в течение жизни. Это вот так в двух словах не объяснить. Это не знания и даже не умения (ЗУНы), это, скорее, стили мышления. Физический стиль мышления, химический, исторический. И вот это точно пригодится всем и каждому. Физика нужна лирику, поэзия нужна физику, но не как наука, не как знания, справочная информация, а как подход к этим знаниям. Именно этом смысле всех надо учить всему.

Ведь настоящие открытия никогда не совершаются узкими специалистами. Всегда на стыке разных, порой несовместимых на первый взгляд наук. Даже если это чисто личное, бытовое открытие, вроде того, как сделать ремонт в ванной.