Начну с азов: что такое нарушения/расстройства пищевого поведения и как они проявляются. Все мы периодически переедаем, можем наесться на ночь или посидеть пару дней на разгрузке. Это нормально. Расстройство начинается тогда, когда такое поведение принимает клиническую форму.
В России нет статистики, какой процент населения страдает расстройствами пищевого поведения именно в клинической форме. В Америке это где-то 3-4% населения. Однако значительно бОльший процент населения имеет пограничные нарушения пищевого поведения, которые "не дотягивают" до диагноза.
Ниже привела несколько признаков, что в пищевом поведении есть нарушения:
- повторяющиеся приступы переедания с потерей контроля,
- компенсация после еды в виде вызывания рвоты, тренировок, слабительных, мочегонных и других средств,
- ограничения в питании, которые приводят к существенно низкому весу,
- сильный страх набора веса или ожирения,
- в восприятии своего веса и фигуры, чрезмерное влияние веса и фигуры на самооценку,
- обжорства до дискомфорта в желудке, в быстром темпе, при отсутствии физического голода,
- чувство вины, стыда, грусти после еды,
- питание в одиночестве из-за чувства смущения, в тайне от домашних,
- переедания во время стресса,
- ночные переедания: не менее четверти рациона употребляется после ужина,
- избегающие/ограничительные приемы пищи, которые не удовлетворяют энергетические потребности тела,
- пикацизм (поедание несъедобного: мела, хлопка, глины и тд),
- расстройство руминации: пережевывание и сплевывание еды,
- нервная орторексия - навязчивое стремление к "здоровому" и "правильному питанию, ограничение в целых группах продуктов.
Проверить наличие у себя нарушений пищевого поведения можно по опросникам:
1. Голландский опросник пищевого поведения. Помогает узнать, есть ли у вас переедания и какого они типа.
2. Отношения к приёму пищи. Позволяет предположить тенденцию к развитию анорексии и булимии и проследить отношение к приему пищи.
3. Шкала оценки пищевого поведения. Помогает проследить изменения в отношении к себе, еде и других личностных характеристик, участвующих в образовании РПП.
4. Опросник образа собственного тела