Каких только приёмов не используют учителя, чтобы их уроки стали интересными! У каждого, наверное, есть личная своеобразная "копилка", которую мы всякий раз стараемся пополнить. Вот еще один необычный приём в вашу копилку.
Универсальность приёма
"Коллекционер" - это один из универсальных приемов интерактивного обучения, который может использоваться абсолютно на любом предмете. Он позволяет вывести тему урока за рамки конкретного школьного предмета, установить межпредметные и метапредметные связи, показать учащимся, как новые знания связаны с реальной жизнью.
Особенность приёма
Особенностью этого приема является то, что он используется не на одном конкретном уроке, а помогает организовать долговременную целенаправленную работу учеников в течение изучения одной большой темы и выйти на конкретный результат на уроке обобщающего повторения и даже организовать мини-проект.
Суть приема
Перед началом изучения новой темы (раздела) учитель ставит перед учениками задачу: начать собирать коллекцию. Предметами этой коллекции может стать все, что угодно: газетные вырезки, фотографии определенных объектов, марки, наклейки, фантики от конфет, этикетки с товаров, растения, камни, различные материалы и т.д. Главное, чтобы они были объединены одной темой. Выбор объектов для коллекции зависит от школьного предмета и изучаемой темы.
В конце изученной темы (раздела) ученики приносят свои "коллекции" и оформляют альбом. Если предметов не очень много, то можно сделать один альбом. Если много, то объединяем учеников в группы, и они создают групповые коллекционные альбомы. В эти альбомы вклеиваются или помещаются любым другим способом собранные экспонаты, к каждому из которых дается сопроводительная аннотация. Кстати, итоговым продуктом может быть не обязательно альбом. Коллекцию можно оформить в любом виде, например, коробка минералов, гербарий или стенд.
После этапа оформления необходимо провести защиту коллекций. Ученики заранее готовят выступление, в котором им необходимо кратко представить коллекцию, указать количество предметов в ней, рассказать о наиболее интересных предметах, об участии каждого ученика в создании коллекции.
Примеры
Приведу примеры, как можно применять этот прием на конкретных темах.
Русский язык. 6 класс.
В начале изучения темы "Имя прилагательное" учитель предлагает ученикам начать собирать коллекцию фантиков и оберток от кондитерских изделий, в названиях которых есть имена прилагательные. По окончании изучения темы ребята приносят собранный материал в класс, где на одном уроке оформляют альбом. В него они вклеивают фантики и обертки, пишут краткие описания, включающие в себя следующую информацию о прилагательных: разряд, число, род, падеж. На втором уроке происходит защита коллекций. Таким образом учитель может обратить внимание учеников на практическое использование прилагательных в повседневной жизни, научить анализировать языковой материал из жизни.
Русский язык. 8 класс.
Тема: "Односоставные предложения". Коллекция: газетные и журнальные заголовки с использованием односоставных предложений.
Русский язык. 6 класс.
Тема: "Повелительное наклонение глаголов". Коллекция: рецепты, в которых используется повелительное наклонение.
Русский язык. 6 класс.
Тема: "Сложносокращенные слова". Коллекция: фотографии названий учреждений, организаций, предприятий, магазинов с аббревиатурами.
Литература. 9 класс.
Тема: "Творчество А.С. Пушкина". Коллекция: иллюстрации разных авторов к роману "Евгений Онегин".
Химия. 10 класс.
Тема: "Нефть, ее состав и переработка". Коллекция: предметы или изображения предметов, которые делаются из нефтепродуктов.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".