Каждый родитель ведёт с ребёнком беседу, зачем ему учиться. В школе учителя ежедневно говорят, что дети должны учиться. Но то ли поколение теперь другое, то ли время. Многие дети не понимают, зачем им знания. Думают, станут блогерами — и вся жизнь в шоколаде.
Наши дети так не думали, но рвения познавать, пока ходили в школу, не было совершенно. Выполнение любого задания было «на отвали». Главное, чтобы не сильно ругались в школе. Или даже если не выполнил, то не страшно. Ну, поорут, и всё. И день сурка каждый день.
А я и муж доносили информацию, зачем им учёба, но школьное общество практически перебивало все наши потуги. Точнее, вечером дети ложились спать одухотворёнными, что у них есть будущее, а со школы приходили выжатые тряпочки без мотивации к действию.
Расшколивание
Когда мы обосновались дома, первое время были попытки делать всё по правилам. Но дети и мы были настолько вымотанные, что я просто пустила всё на тормоза и дала им просто жить.
Сначала дети смотрели свои любимые сериалы и читали мангу (о ужас современных родителей!) Играли в компьютерные игры. Просто жили.
Наши дети устали от просмотра сериалов, игр и манги. Задумались, чем бы занять появившееся время. Стали вспоминать, кому что нравится делать. И дело стало двигаться с мёртвой точки. Мы как родители тоже не оставляли своей болтовни, зачем учиться-то.
Старшая дочь, 9 класс. Мотивация интересом к новому и «Я им докажу!»
Старшая в настоящий момент заканчивает девятый класс.
Всю жизнь не любила математику, особенно алгебру. В школе она еле-еле дотягивала до тройки. В средней школе учительница никогда не вызывала её к доске, так как знала, что взять с неё нечего.
И нет, мой ребёнок не дура. Просто в школе не учли её особенность и просто гнали вперёд, а, как известно, не вся информация усваивается с первого раза даже у взрослых. То есть изначально ребёнок где-то что-то пропустил, не понял, и вот уже большие пробелы. И всё копится, как снежный ком.
Плюс мы учились в гимназии, где, начиная с первого сентября и заканчивая тридцать первым мая, всё время проводились разные мероприятия, в которых должны, именно должны на добровольно-принудительных началах участвовать дети, а также их родители. Одним словом, восполнять пробелы можно только по ночам, не работать и не спать.
Так что неглупый ребёнок оказался на скамье двоечников. Оказавшись на СО, ту же математику мы стали учить практически с азов. Ребёнка забрали после седьмого класса, а она плохо знала таблицу умножения, алгебра для неё — тёмный лес.
— И вообще зачем всё это? Я девочка, бантик надену и ум не к чему.
Я, конечно, это утрирую. Для меня как для дочери профессора физико-математических наук, выросшей в среде учителей, а со стороны мужа свекровь была учителем русского и литературы, конечно было огромной болью, что мои дети не то что не вундеркинды, а просто двоечницы. Дело было не в оценках, а именно в отсутствии систематических знаний. Никогда я не ругала детей за двойки. Переживала, как им помочь выучить.
С чего начали? Ребёнок отдышался, восполнил пробелы и даже самостоятельно разобралась по учебникам, где что она не понимала при решении многочленов, к примеру. То есть решила разобраться и разобралась. Пробелы заполнились, и дело пошло. Теперь алгебра — один из любимых предметов.
Ещё одним из ключей к мотивации учиться у старшей было стремление «Я им докажу!» Однажды одна из одноклассниц обронила фразу, что, мол, ну ты же рисуешь, а оценки у тебя не очень. Ну ты же глупенькая, что с тебя взять. Естественно, ребёнка это задело, но пока училась в школе, надежды что-то исправить у неё не было.
Успокоившись и осознав свои возможности, дочь решила доказать «им», что она не дура. Решила: вот возьму и поступлю на физический факультет. А сдавать математику и физику, если что.
Любопытный факт — когда ушли из школы на СО, старшая рассказала страшную тайну — она ни разу за время учёбы в школе не открыла учебник физики.
Когда стала учиться самостоятельно, стала сама искать интересные учебники. К примеру, анатомию решила изучать по учебнику для поступающих в вузы, а не по стандартному школьному. Пришла в восторг, что там так всё интересно написано.
Мы решили, что такая мотивация — тоже мотивация. Злость и обида тоже хорошо работают, если с ними не сидеть, а начать делать. В настоящий момент вижу, что стремление что-то доказать ушло на задний план. Ребёнок становится самодостаточным, но стремление изучать, знать и делиться знаниями осталось.
Самостоятельно читает дополнительную информацию, научные статьи.
У нас был уговор читать классиков, только на этом основании мы закроем глаза на чтение комиксов. И вот, старшая читает запоем Достоевского, цитирует. Дубровский Пушкина — один из любимых персонажей. Сколько взрослых «обожают» слог Достоевского? Мифы Древней Греции тоже оказались увлекательным чтением, когда нет обязаловки, а только стремление знать, рассказать и поделится мыслями, впечатлениями и новыми открытиями.
Мотивы младшей, 8 класс: написать бестселлер и построить город
Школьный опыт младшей хочется стереть из памяти. Так там всё было плохо. До сих пор виню себя, что раньше не забрали. Ей тринадцать, и она уже закончила седьмой класс. Возможно, экстерном сдаст восьмой и девятый. Что время терять?
Доказать кому-то, что она умная, стремления у неё никогда не было. Мне иногда кажется, что ей даже понятие такое, как кому-то что-то доказывать кажется смешным.
Ею всю жизнь движет интерес узнать что-то новое. Она не особо долго смотрела кино, а решила заняться изучением всего, что так её увлекает. Регулярно смотрит документальные фильмы. Одно время изучила всё, что можно, о пауках. Недавно рассказывала интересные факты об обезьянах. Я такие факты и не знала. Наверное, потому что мне совершенно не интересны обезьяны.
Но основным стимулом к учёбе у неё идёт увлечение написанием разных историй и рисованием персонажей. А каждый персонаж должен иметь личную историю. Ребёнок постоянно интересуется разными профессиями, материалами, из которых состоят вещества, подумывает стать геологом, читает.
Одно время у каждого персонажа должна была быть фобия. Привет справочникам по психологии! Просто идя по школьной программе сомневаюсь, что она что-то читала бы ради интереса. Ну кому интересна энциклопедия? Только если ты ищешь что-то увлекательное для сюжета. Тогда старая советская энциклопедия — твой лучший друг.
В настоящий момент запоем читает Стивена Кинга на пару с Антоном Павловичем Чеховым. Ну, а что? У каждого свой юмор.
Основным стимулом к умению грамотно писать для неё стала потребность писать рассказы. Как-то у неё не укладывается в голове картина безграмотного автора, поэтому учит правила, спокойно находит свои ошибки. А пока была в школе, наотрез отказывалась учить словарные слова. Только с боем. Только через пытку мою и её. И всё равно приносила двойку.
Любой ребёнок скажет вам, зачем он учится, когда поймёт, какая морковка его привлекает.
Кто-то хочет быть самым умным, кто-то хочет что-то создать. Здесь главное в разговорах донести ребёнку, что ты учишься не на оценку, а для того, чтобы эти знания использовать.
Решение задач по математике развивает мозг, чтение классической литературы позволяет узнать очень многое об историческом периоде, в котором жил автор. Все классики писали же не фантастику, а описывали события, свидетелями которых они были. А как жить новый день без знания истории? У меня дети периодически называют некоторую современную «элиту» впавшей в средневековье. И это не мы с мужем подсказали, а дети умудрились провести аналогию.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Екатерина Лесникова, 3d artist, мама двух девочек на СО
Читайте другие наши статьи:
Почему я не мотивирую детей учиться
Как помочь детям, которые не хотят учиться
Ребёнок зарабатывает: учиться или работать?
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.