Постоянно сталкиваюсь в комментариях и по жизни с таким подходом, что есть дети "мотивированные на учёбу" и "те другие".
Всем учителям шибко нравится работать с такими "звёздочками", которым всё интересно, "переварят любой материал" и так далее. Даже школы целые создают для таких. А вот с "немотивированными" всё как-то плохо. Никто их не любит.
Оно и понятно: на них учителю нужно тратить свои силы, в то время, когда "мотивированные" неплохо учатся сами и без участия учителя.
Я в общих чертах когда-то писал, почему у детей пропадает желание учиться, которое, вообще-то, является частью важнейшего и сильнейшего инстинкта самосохранения. А сейчас хочу немного подробнее другой нюанс рассмотреть.
Очень грубо можно выделить два типа мотивации у учеников: хорошая и невротическая. Вот их как можно различить: невротический тип основан на внутреннем страхе ребёнка, в то время, как хороший - на простом природном любопытстве.
Страх, толкающий ребёнка усердно изучать предметы - это, на удивление, тот же самый страх, который парализует "неучей": они боятся совершить ошибку, боятся чего-то не знать, показать своё незнание. С первых шагов такие дети ломятся что-то делать, учиться, получать пятёрки. Обращали внимание, что в начальной школе у многих (если не у всех) есть ужасная тяга к учёбе?
А потом внезапно что-то происходит.
И вот тут должна быть огромная статья (или цикл статей) о двух подходах к учёбе, и о том, как в школах стимулируется худший из них и подавляется лучший.
И если у большинства в этой ситуации достигается состояние выученной беспомощности, то некоторые доводят свой страх до абсурда - начинают заучивать всё подряд, сутками штудируют учебники, про сон забывают. А не спят знаете почему? Не потому что "некогда", а потому что, в отличие от ребёнка, страх не спит.
Ну, в общем, мы имеем полный класс невротиков. Одни невротично не хотят ничего делать, другие невротично вкалывают не щадя себя.
Что же касается второго типа мотивации - хорошего - то тут всё очень забавно. Это троечник (как правило), потому что он ни черта не делает. Ему вообще наплевать на учёбу. То есть внешне нет никакой мотивации, но она как бы и не нужна - ему не нужно учиться, потому что всегда всё знает как бы заранее, у него всегда всё получается. Такой может услышать в свой адрес что-то типа "когда-нибудь ты уже не сможешь выезжать на своей гениальности".
Вот тут пишут порой, что если школьная программа слишком "простая", то у сильных детей пропадает интерес к учёбе. Так вот невротичная мотивация пропадает, потому что перестаёт подпитываться страх, а хорошая - никуда не девается, как не делал ничего и всё знал, так и продолжает ничего не делать, да ещё и с большим рвением. Даже немного наоборот происходит: "сильная" программа хороших детей угнетает, потому что подумать некогда.
Среднестатистический учитель больше любит, конечно, невротиков. Они и олимпиады, и у доски, и конкурсы, и проекты. А хороших боится. Они могут внезапно подумать.
PS.
Сначала я хотел озаглавить статью "О детях со слабой мотивацией" и писать про невротиков, которые не хотят ничего делать, но с ними всё понятно, и куда интереснее разобрать сильные мотивации. Ну, может, есть смысл написать пару статей о том, как невротиков-бездельников превращать в хороших бездельников.