Доминантный страх — маркер, который помогает многое понять про себя и других. В статье поговорим о пяти видах страха, которые по-разному влияют на нашу реакцию на стресс и на жизнь в целом. Лучший способ бороться со своими страхами — это изучить тот, который у вас доминирует, и понять, почему у вас это именно так.
Условно наши страхи можно разделить на 5 (пять) видов. Это базовые страхи, которые в реальности могут проявляться разными состояниями. Тут важно понимать, что наши страхи — проекция нашего внутреннего негативного опыта на внешнюю реальность. И обычно выстреливает то, что больше всего травмировало в детстве.
1. Страх неопределенности. Человек ощущает, что ему не на что опереться. Такой страх формируется как базовый в самом раннем детстве: в возрасте от 0 до года. Он связан с отсутствием, так называемого, базового доверия к миру. Обычно возникает, когда ребенку было недостаточно внимания и заботы значимого взрослого, чаще всего матери. По уровню проживания этот страх близок к страху смерти: «мама ушла, я не знаю, вернется она или нет. Если она не вернется, я умру». Жизнь ребенка в буквальном смысле в этот период зависит от взрослого.
2 и 3. Страх атаки извне, и страх ограничения личной свободы. Эти страхи связаны с разными вариантами насилия в детском возрасте. Страх атаки извне — это больше про физическое насилие, а страх ограничения свободы — про эмоциональное. Сюда же можно отнести нарушение личных границ ребенка, когда у него не было своего личного пространства, причем, как физического, так и психологического.
4. Страх смерти, бедности, голода, болезни. Этот страх ближе всего к страху неопределенности, но его причина связана с нашим организмом: «вдруг с ним произойдет что-то опасное, а я не смогу с этим справиться». Страх смерти — чаще всего про то, что меня не спасут, то есть нет никого, кто мог бы за меня постоять. Это тоже страхи нашего внутреннего ребенка, которому в детстве не хватало адекватной защиты.
Доктор психологии Юлия Огаркова-Дубинская на одном из своих вебинаров рассказала историю о том, что ее клиенты вспоминают из детства в качестве важной ресурсной ситуации: «Они были маленькими и, предположим, гуляли во дворе, кто-то их там обидел, и папа за них заступился. Этот опыт наполняет ресурсом на всю оставшуюся жизнь. Даже не важно, какого размера он был. То, что подошел кто-то большой — «уровня Бога» (а папа в детстве именно такой), и он меня защитил — это про установку «я бессмертен», условно говоря, Бог меня никогда не оставит. Поэтому страх смерти — это про отсутствие достаточно релевантных подобных опытов».
5. Страх несостоятельности. Когда всё выходит из-под контроля, как, например, в период пандемии и изоляции, и это не мобилизует человека, а наоборот, заставляет его чувствовать себя неспособным к принятию решений. Страх несостоятельности обычно формируется в ситуациях, когда кто-то из родителей часто высмеивает ребенка или «берет на слабо»: «Ой, разве ты мужик?» А мужику 3 года.
Почему я рассказываю вам об этом? Высокий уровень этих страхов «парализуют» нас: мы отказываемся даже от минимального риска, «замораживаем» свою жизнь, ставим её на паузу. Что же делать? Снизить тревогу поможет умение разделять реальную опасность и актуализацию старых ран. А для этого вам надо понять, какой страх доминирует лично у нас, и почему в вашей ситуации это именно так.
Как я уже говорила в начале статьи, чаще всего наши страхи — это проекция нашего внутреннего негативного опыта на внешнюю реальность. И осознание «откуда ноги растут» обычно помогает снизить уровень стресса и выйти из состояния «психологической парализации». Как сказала главная героиня американского сериала про хирургов Grey’s Anatomy (Анатомия страсти): «Не позволяйте страху заставить вас замолчать. У вас есть голос. Пользуйтесь им. Говорите. Тяните руки. Выкрикивайте ответы. Будьте услышаны, чего бы это ни стоило. Обретите свой голос и заполните тишину».
Закончить я бы хотела советом, который я нашла не в умных книгах по психологии, а всё в том же американском сериале про хирургов.
Один из лучших нейрохирургов везёт пациента на сложнейшую операцию на спинном мозге. У пациента огромная неоперабельная опухоль. Другие отказали ему в операции, потому что это почти 100% парализация. Но маленький шанс есть. Перед операцией пациент просит хирурга не бояться последствий и удалить опухоль полностью, даже если для этого придётся перерезать спинной мозг. И вот лёжа на каталке пациент говорит врачу:
«Я переживу, если останусь без ног. Если придётся, я справлюсь. Выход есть всегда. Даже когда кажется, что его нет, на самом деле он есть. Можно совершить невозможное, выжить там, где только смерть. В этом мы с тобой похожи. Перед лицом невозможного мы вдохновляемся. Позволю себе дать совет лучшему в мире нейрохирургу. Сегодня, если ты вдруг испугаешься, пусть твой страх станет вдохновением».
Виктория Шилкина, клинический психолог, научный журналист, автор канала и сайта Books-for-you.ru