Мы поговорим о понимании прочитанного с первого раза, когда и как правильно подвести ребёнка к возникновению образа слова.
Здравствуйте, уважаемые друзья, меня зовут Юлия Пчелинцева — педагог и автор методик по обучению чтению дошкольников «Словолодочки» и младших школьников «Приключтение».
Конечную цель обучения чтению можно разделить на две задачи:
- Чтение с удовольствием. Ребёнок не должен бояться приступать к чтению. Ещё лучше, когда он делает это с радостью.
- Понимание прочитанного с 1 раза.
Со вторым у нас начинаются проблемы. Признайтесь, спрашивали ли у ребёнка: «Что ты прочитал?», «Повтори ещё раз», «Ну прочитай ещё раз», а самое страшное: «Читай столько раз, пока не поймёшь».
В этот момент мы должны понимать, что первое, что мы делаем, это говорим ребенку: «Ты не справился. То, что ты сейчас сделал — неправильно, не до конца, плохо». И просим его переделать.
Как вы думаете, добавит это очков в копилочку любви к чтению? Конечно нет.
«А как же нам быть? Ведь надо же с ребёнком разговаривать о значении этого слова.»
Однозначно. Но прежде чем ребёнок прочтёт слово так быстро, чтобы понять и услышать фонематически — должно пройти время.
Ребёнок, который только вчера научился сливать 2 звука в один слог, сегодня читает слово «корова». Выглядит это примерно так: «Коо-Ррроо-Ввваа».
При такой скорости он не поймет, что он прочитал, ни за что на свете.
Задача — дождаться, когда ребёнок прочтёт это же слово достаточно быстро. «Ко-Ро-Ва». И скажет: «Вау, корова. Я видел у бабушки в деревне корову».
Только тогда образ этой коровы родится у ребёнка в голове.
Мы перепрыгиваем с этапа на этап и стараемся гнать, гнать, гнать, и быстрее.
Чтение требует поэтапного нашего участия и понимания ребёнка в том числе.
Если мы перескакиваем с одного этапа на другой — никакого удовольствия, и тем более никакого понимания не ждите. Наша с вами задача на этапе отработки скорости чтения давать ребёнку те слова, которые он сможет прочитать и понять именно сегодня.
Если ребёнок только научился читать, мы дадим ему коротенькое слово с одной лодочкой — «ёлка». «Ё» он знает, как читать, «Л» тоже, «КА» с удовольствием прочитает. Или «утро»: «У», «Т», потом «РО». Однолодочные конструкции.
Приходите на бесплатный вебинар по обучению чтению, расскажу про лодочки, капельки, и как они помогают деткам быстрее, а главное правильно и с удовольствием, начать читать 😊
В конце получите сертификат слушателя! 🎁
Слова с двумя лодочками, например «роса», следует попридержать до того момента, когда ребёнок не увеличит скорость чтения слов с одной лодочкой.