Вентиляция в автодоме - штука актуальная. Проектируя её, приходится учитывать гораздо больше тонкостй и "подводных камней", нежели в обычном стационарном жилом помещении. Хотя общие принципы, разумеется, всё те же, поскольку законы распределения и перемещения воздушных масс в природе едины повсюду.
Итак - в чём главное назначение вентиляции? В том, чтобы не позволять воздуху застаиваться в углах и других труднодоступных местах, вызывая локальное повышение влажности, образование конденсата и появление плесени.
Тёплый воздух, образуясь вокруг нагревательных приборов, стремится подняться наверх, то есть начинает заполнение помещения с верхних слоёв. Пока он доходит до пола, он успевает основательно остыть, поэтому достичь равномерного прогрева помещения по всему объёму сложно. А угловые и особенно узкие изолированные пространства внизу практически вообще не участвуют в процессе конвекции.
Семилетний опыт непрерывной эксплуатации автодома позволил вывести следующие обязательные правила устройства и эксплуатации вентиляционных систем, а так же компоновки внутреннего интерьера.
1. При первом осеннем запуске обогревателя (в нашем случае - в первый час топки печи) нужно по возможности открыть окна в протапливаемом помещении, а для ещё более кардинального эффекта - включить реверсивный вентилятор на впуск.
Это поможет разогнать застоявшийся воздух и максимально заполнить помещение свежим воздухом, просушенным начавшим работу обогревателем. Кроме того, это поможет самому обогревателю быстрее и проще выйти в постоянный рабочий режим: принудительный ток воздуха создаст дополнительную тягу и унесёт неприятные запахи, возникающие при прогреве частей и корпуса самого обогревательного прибора после длительного бездействия. Особенно это касается вмонтированных обогревателей, у которых порой добраться до некоторых участков с тряпкой для протирки просто не представляется возможным.
2. Наличие вертикальной самоточной (пассивной) вентиляции в помещении обязательно.
Система каналов, начинающихся в самых нижних точках помещения и ведущих вертикально вдоль стен на максимально возможную высоту, должна быть изначально заложена в проекте. В идеале эти каналы должны проходить в толще стен. Если возможности вмонтировать их туда нет - придётся пускать вентиляционные короба внешним навесным монтажом, что и было сделано в Маусе.
3. Мебель в комнате нужно устраивать так, чтобы она была приподнята над полом минимум на 10-15 сантиметров и отстояла от стен минимум на 5 сантиметров.
В Маусе изначально это условие соблюдено не было, мебель была сделана вплотную к стенам, поэтому внутри шкафов и под диванами стала накапливаться сырость и конечно же появилась плесень. Чтобы справиться с этой проблемой, диваны подняли над полом и отодвинули от стен,
а в пространство под ними и в нижние части шкафов вмонтировали кулеры, используемые для охлаждения компьютерных блоков питания.
Подключив их к сети 12 Вольт, получили дополнительную систему принудительной конвекции воздуха. С тех пор проблема отсыревания углов и закрытых пространств нас больше не беспокоила.
4. Мощный реверсивный вентилятор, позволяющий как вытягивать воздух из помещения, так и нагнетать его, избавляет от большинства проблем с застаиванием воздуха, сыростью и неприятными запахами.
Летом периодически работая на вытяжку, а зимой - наоборот на впуск, он не вызывает никакого температурного дискомфорта, а воздух в помещении всегда остаётся свежим и чистым.
Постфактум я сожалею о том, что не реализовал в Маусе идею принудительной вентиляции путём установки дополнительных вытяжных вентиляторов прямо в каналы вентиляционных коробов. Возможно (и даже очевидно), что в этом случае кулеры в стенках мебели и под диванами оказались бы вовсе не нужны. Правда, вытяжных колодцев тогда пришлось бы проложить больше, и не на одном, а на обоих бортах фургона.