В этой части заканчиваем обзор тепловозов в питерском музее железных дорог России.
Головной моторный вагон дизель-поезда ДР1-032
В начале 60-х годов прошлого века Советский Союз закупил венгерские дизель-поезда серии "Д". После изучения их конструкции было принято решение о разработке отечественных аналогов. И в 1963 году на Рижском вагоностроительном заводе был построен первый советский дизель-поезд серии "ДР1".
Что такое дизель-поезд? Обычно это состав, состоящий из двух моторных вагонов (как на фото) и между ними четыре промежуточных прицепных (хотя бывают разные компоновки). Предназначен для пригородных или региональных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных железных дорогах.
Выпускался в различных модификациях с 1963 по 2011 год. Всего было построено 355 составов. До сих пор эксплуатируется во многих странах бывшего СССР.
Музейный экземпляр был выпущен в 1969 году и работал на Прибалтийской железной дороге. В 2016 году в музей был передан один головной вагон, остальные списаны.
Осевая формула - 2о-2
Мощность дизеля - 1000 л.с.
Тип передачи - гидравлическая
Конструкционная скорость - 120 км/ч
Головной моторный вагон дизель-поезда Д1-719-3
"Д1" представляет собой усовершенствованную серию "Д", производившуюся венгерским заводом Ganz–MÁVAG по заказу советского МПС с 1964 по 1988 год. За это время было выпущено 605 составов, которые обычно состояли из двух моторных и двух прицепных вагонов и использовались для пригородного пассажирского сообщения на неэлектрифицированных участках железных дорог. В настоящее время такие поезда эксплуатируются на Украине и в Молдавии.
Музейный экземпляр был выпущен в 1984 году и работал на Октябрьской железной дороге. В музей поступил в 2002 году.
Осевая формула - 1-2о+2
Мощность дизеля - 730 л.с.
Тип передачи - гидромеханическая
Конструкционная скорость - 126.7 км/ч
Пассажирский тепловоз ТЭП70-0007
В 1970-х годах вес и скорость пассажирских поездов начали увеличиваться, поэтому потребовался тепловоз более мощный, чем ТЭП60 (о котором шла речь в прошлой части). На некоторых железных дорогах начали использовать 2ТЭП60 (это те же ТЭП60, только в двухсекционном исполнении), но это вызвало значительное увеличение ремонтных и эксплуатационных расходов, поэтому потребовалось создание односекционного тепловоза большой мощности. И с этой задачей прекрасно справился Коломенский завод, выпустив в 1973 году первый тепловоз новой серии. Кстати, более современные модификации этого локомотива производятся до сих пор. К настоящему моменту построено 970 тепловозов различных версий.
Осевая формула - 3о-3о
Полный служебный вес - 135 т
Мощность дизеля - 4000 л.с.
Мощность ТЭД - 6х413 кВт
Тип передачи - электрическая переменно-постоянного тока
Конструкционная скорость - 160 км/ч
Грузовой тепловоз ДМ62-1731
Одна из модификаций тепловоза М62 (с которым мы познакомились в предыдущей части), использовавшаяся в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН "Молодец" (на заднем плане видна пусковая установка). В целях маскировки на номерной табличке таких тепловозов отсутствовала буква "Д". От базовой версии эти локомотивы отличаются некоторыми изменениями, повышающими надежность и живучесть тепловоза.
С 1982 по 1994 год Ворошиловградским тепловозостроительным заводом было произведено 154 таких машины.
Музейный экземпляр был построен в 1983 году и работал на Октябрьской железной дороге. В музей был передан в 2006 году.
Грузовой тепловоз 2ТЭ121-026
В 1970-х годах вес и скорость возросли не только у пассажирских поездов, но и у грузовых. Так что им тоже требовался новый мощный тепловоз. И этим вопросом занялся Ворошиловградский тепловозостроительный завод, за короткое время создавший несколько новых локомотивов, одним из которых был "2ТЭ121". Тепловоз двухсекционный, но при желании его можно расцепить и управлять каждой секцией по отдельности.
Выпускался с 1978 по 1992 год. Было построено 78 экземпляров.
Тепловоз, находящийся в музее, произведен в 1987 году. С завода поступил на Северную железную дорогу. В музей был передан в 2009 году.
Осевая формула - 2(3о-3о)
Мощность дизеля - 2х4000 л.с.
Тип передачи - электрическая переменно-постоянного тока
Конструкционная скорость - 100 км/ч
Пассажирский тепловоз ТЭП80-0002
Опытный пассажирский тепловоз, созданный на базе ТЭП70, но отличающийся от него четырехосными тележками вместо трехосных, большей длиной и более мощным дизелем.
В 1988-1989 годах на Коломенском заводе было построено два тепловоза этой модели. Однако из-за снижения пассажирских перевозок в 1990-х они оказались невостребованными и в серию не пошли. После приемочных испытаний тепловоз под номером "0001" отправился работать на Октябрьскую железную дорогу, а второй был передан Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта, где участвовал в скоростных испытаниях, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости для тепловозов - 271 км/ч.
После окончания эксплуатации оба локомотива долгое время простаивали - первый на территории Коломенского завода, второй в депо кольца ВНИИЖТ в Щербинке. Но затем тепловозы были отреставрированы и в 2007 году номер два был отправлен в питерский железнодорожный музей, а в 2009-м первый локомотив достался новосибирскому музею.
Осевая формула - 2о+2о-2о+2о
Полный служебный вес - 180 т
Мощность дизеля - 6000 л.с.
Мощность ТЭД - 8х455 кВт
Тип передачи - электрическая переменно-постоянного тока
Конструкционная скорость - 160 км/ч (стандартный режим), 245 км/ч (скоростной режим).
Что ж, на этом с тепловозами закончили.
Продолжение следует...