В предыдущей статье была описана авиационная техника японской армии, сражавшаяся в небе над Халхин-Голом. Этим самолетам советские ВВС противопоставили следующие истребители: бипланы И-152 (они же И-15бис) и монопланы И-16 двух типов: тип 5 и тип 10. Впоследствии (в середине лета 1939) на Халхин-Гол были присланы истребители новейших типов: «пушечные» монопланы И-16 тип 17 и бипланы с убирающимися шасси И-153.
Истребитель-биплан И-152 являлся второй, несколько измененной версией строившегося ранее биплана И-15 (из-за чего к нему и «приклеилось» еще одно называние - И-15бис). Очень маневренный истребитель И-15, показавший свои высокие боевые возможности во время гражданской войны в Испании, куда было отослано большинство выпущенных «пятнадцатых», вызывал нарекания летчиков своей низкой путевой остойчивостью. Излишне «вертлявый» самолет в полете сильно «рыскал»; из-за этого полет истребителя «по прямой» больше походил на «змейку», и пилоту приходилось постоянно удерживать И-15 на курсе. Непрерывное исправление курса полета утомляло летчика; к тому же «рысканье» сильно затрудняло прицеливание и приводило к большому рассеиванию пуль при стрельбе. Пилоты считали, что «рысканье» происходит из-за непривычного им верхнего крыла типа «чайка», соединявшегося с фюзеляжем отогнутыми вниз корневыми частями центроплана. Создателю И-15 конструктору Поликарпову было предложено переделать самолет. Поликарпов поставил на новую версию обычное прямое крыло, а заодно - и более мощный двигатель. Потяжелевший на 350 кг истребитель стал несколько устойчивее на курсе; правда, немного снизились маневренность машины, ее скороподъемность и потолок. Самолет был запушен в серийное производство осенью 1937 года; до прекращения его выпуска весной 1939 было построено 2.408 экземпляров истребителя И-152.
Истребитель И-152 (И-15бис) представлял собой биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. При взлетном весе 1.730 кг и моторе мощностью 750 л.с. И-152 развивал скорость до 370 км/ч и поднимался на высоту 3.000 м за 3,3 минуты, а на 5.000 м – за 6,7 минут. Дальность полета истребителя - 530 км, потолок – 9.100 м; время виража – 10,5 секунд. Вооружение состояло из 4х7,62-мм пулеметов ПВ со скорострельностью 750 выстрелов в минуту (запас патронов на самолете - 2.300 шт.). ПВ – это авиационный вариант старого пехотного пулемета «Максим», переделанный под воздушное охлаждение и питание патронами из рассыпной металлической звеньевой ленты. Но, несмотря на устарелость используемого оружия, благодаря количеству стволов И-152 более чем вдвое превосходил по мощи залпа японских противников (вес 3-секундного залпа всех 4-х пулеметов ПВ – 1,44 кг против 0,66 кг обоих пулеметов на Ki-27 или Ki-10). Кроме того, большинство И-152 имели под нижним крылом по четыре бомбодержателя, благодаря чему могли нести до 150 кг бомб.
До Халхин-Гола И-15бис уже участвовали в боях в Испании (туда было отправлено 30 И-152) и массово - в Китае (СССР передал китайским ВВС более 350 «бисов»). Соответственно, японские летчики хорошо знали этот самолет, все его сильные и слабые стороны. А так как японский истребитель-моноплан Ki-27 превосходил «биса» практически по всем летным параметрам, И-152 в первых же боях понесли серьезные потери. И из-за невозможности «бисов» драться на равных с истребителями противника советское командование уже в июле 1939 переквалифицировало этот самолет в легкий штурмовик. После этого И-152 применялись в основном по наземным целям (причем довольно успешно).
Истребитель И-16 представлял собой новую для первой половины 30-х годов концепцию истребителя-моноплана. Самолет разрабатывался в 1933 году, когда в мировой авиации еще считалось, что истребитель может быть только бипланом, преимущества которого в маневренном бою над менее поворотливыми монопланами являются бесспорными. Создатель И-16 Н.Н. Поликарпов одним из первых в мире осознал, что превосходство в скорости позволяет даже менее маневренному истребителю овладеть боевой инициативой. Скоростной самолет имеет возможность в выгодных условиях настигнуть и атаковать врага, а при необходимости – быстро выйти из боя и оторваться от преследования. Правда, в начале 30-х годов такие взгляды были еще в диковинку, и потому споры авиаторов и Поликарпова о компоновочной схеме современного истребителя не прекращались не только на этапе проектирования, но даже во время серийного выпуска и освоения И-16 в частях. И лишь боевая практика локальных войн второй половины 30-х годов, а так же воздушные схватки начавшейся в 1939 году Второй мировой войны доказали правоту сторонников монопланной концепции истребителя. Правда, к тому времени революционный на момент своего создания И-16 уже устарел, и уступал в летных характеристиках многим созданным уже после него истребителям-монопланам других стран (таким, как японский Ki -27, а тем более немецкий Мессершмитт Bf .109).
Конструктивно самолет И-16 являлся одноместным монопланом смешанной конструкции с рядом революционных решений. Так, И-16 стал первым в мире истребителем, на котором было установлено убирающееся шасси. Еще одним революционным для того времени новшеством была закрытая прозрачным сдвижным фонарем кабина, делавшая аэродинамику машины более совершенной. Монопланная схема, закрытая кабина и убирающиеся в крылья шасси значительно снизили аэродинамическое сопротивление, что позволило даже при не очень мощном моторе развивать «Ишаку» скорость, на момент его появления недостижимую ни одному отечественному или зарубежному истребителю. Запущенный в производство в середине 1934, И-16 в нескольких версиях выпускался до середины 1941 года; всего было построено 10.149 самолетов этого типа (из них 8.492 боевых, и 1.657 учебных «спарок» УТИ-4).
Однако кроме высоких для первой половины 30-х годов скоростных достоинств И-16 имел и серьезные недостатки. Главными из них были неустойчивость «Ишака» на некоторых режимах полета и строгость в пилотировании. Самолет оказался не менее «рыскливым», чем биплан И-15 (из-за того, что в полете И-16 постоянно поводил носом вправо-влево, словно принюхиваясь, немецкие летчики еще в Испании дали «Ишаку» прозвище «Рата» - «Крыса»). Из-за своей строгости в управлении и низкой остойчивости И-16 был доступен только летчикам средней и высокой квалификации ; для малоопытных пилотов самолет был опасен – особенно на взлете и посадке. Опасности, порожденные низкой остойчивостью, усугублялись еще и несовершенством системы уборки шасси, из-за чего временами случались отказы при уборке или выпуске колес. Все это приводило к довольно частым летным происшествиям, а то и серьезным авариям (именно высокая аварийность «Ишаков» и заставила авиастроителей выпустить такое огромное количество учебных «спарок» УТИ-4 – для освоения летчиками особенностей пилотирования этой строгой машины).
В Халхин-Гольских событиях участвовали в основном две версии И-16: тип 5 и тип 10. Тип 5 на тот момент был наиболее многочисленной модификацией – эти самолеты выпускалась с середины 1935 до начала 1939 (всего было произведено около 3.500 «пятерок» – самая массовая из всех серий «Ишака»). Самолеты И-16 тип 5 с 1936 воевали в Испании, а с 1937 – в Китае; поэтому эти истребители были уже знакомы японским летчикам. Им было известно, что мотор «пятерки» М-25А мощностью 730 л.с. позволял истребителю, имевшему взлетный вес 1.508 кг, развивать скорость до 445 км/ч. Высоту 5.000 м тип 5 набирал за 7,7 минут; максимальный потолок этой серии составлял 9.100 м, а дальность полета – 540 км. Достоинством данной версии «Ишака» была хорошая для моноплана маневренность: полный вираж истребитель выполнял за 14-15 секунд. Вооружение «пятерки» состояло из двух несинхронизированных 7,62-мм пулеметов ШКАС. Эти пулеметы, установленные в крыльях, имели высочайшую скорострельность – 1.800 выст./мин. (вес 3-секундного залпа обоих пулеметов «пятерки» составлял 1,74 кг). Боезапас каждого «ствола» на тип 5 составлял 900 патронов.
Несмотря на высокую скорострельность ШКАСов, боевой опыт Испании и Китая показал огневую слабость всего двух пулеметов винтовочного калибра. Мощи двух ШКАСов пока еще хватало для поражения истребителей производства 30-х годов, но было уже явно недостаточно для уничтожения более живучих двухмоторных, и тем более трехмоторных бомбардировщиков. Другим выявленным недостатком типа 5 стала его собственная высокая уязвимость от огня противника: если спереди пилота прикрывал от пуль широкий радиальный мотор, то сзади летчик был совершенно незащищен. Так же боевые пилоты имели много претензий к сдвижному фонарю, закрывавшему кабину: узкий и тесный, он сильно ограничивал обзор и сковывал движения; а на пикировании фонарь клинило встречным потоком воздуха, и пилот сбитого самолета из-за этого часто не мог покинуть падающую машину. Поэтому многие летчики при боевых вылетах фонарь просто не закрывали, снижая тем скорость своего самолета.
В результате анализа недостатков И-16 типа 5 в серию в 1938 году была запущена новая модификация И-16 тип 10 (всего было построено 934 истребителя этого типа). Новый самолет получил более мощный двигатель М-25В на 750 л.с., усиленную прочность крыла, и бронеспинку кресла пилота, защищавшую его от пуль винтовочного калибра. Вооружение было усилено: в фюзеляже над двигателем установили 2 дополнительных синхронизированных пулемета ШКАС (скорострельность «синхронок» была несколько ниже, чем у крыльевых «несинхронок» - 1.650 выстр./мин.; боекомплект – по 650 патронов на ствол). Кроме того, с новой версии убрали сдвижной фонарь, заменив его небольшим неподвижным козырьком перед кабиной. Так же прежний трубчатый телескопический прицел заменили на небольшой коллиматорный, гораздо более удобный в применении.
Изменения привели к значительному увеличению массы истребителя и некоторому ухудшению его аэродинамики. Поэтому, несмотря на рост мощности двигателя, летные данные машины практически не улучшились; однако ее боевой потенциал заметно возрос. При увеличившемся до 1.716 кг взлетном весе скорость осталась почти такой же (448 км/ч). Правда, улучшилась скороподъемность (на 5.000 м «десятка» поднималась за 6,9 мин.); но несколько снизились потолок (8.470 м) и дальность полета (525 км). Немного ухудшилась и маневренность – вираж выполнялся «десяткой» за 16-17 сек. Зато огневая мощь истребителя для того времени стала выдающейся: за 3 секундный залп «десятка» выпускала во врага из всех четырех ШКАСов 3,30 кг металла!
И «пятерка», и «десятка» поступали в авиачасти одновременно (И-16 тип 10 до начала 1939 г производился параллельно с И-16 тип 5); поэтому в советских эскадрильях имелись и те, и другие машины. Обе эти версии принимали активное участие в боях на Халхин-Голе; и хотя по огневой мощи они (особенно «десятка») заметно превосходили Ki-27, в летных возможностях эти «Ишачки» уже несколько уступали новейшему японскому истребителю. Высокие боевые потери, а так же необходимость более эффективных штурмовых действий против наступавших наземных японских войск привели к тому, что советское командование в июле спешно отправило на Халхин-Гол новейшую, только начавшую выпускаться модификацию И-16 – тип 17.
«Семнадцатый» (производился только в 1939, всего выпущено 314 самолетов) конструктивно представляя собой ту же «десятку», на которой была резко увеличена мощь вооружения. Фюзеляжные «синхронные» ШКАСы остались на месте, а вот крыльевые пулеметы заменили мощными 20-мм автоматическими пушками ШВАК (боекомплект – по 150 снарядов на ствол). Но установка тяжелых пушек привела к новому значительному увеличению массы самолета, что сказалось на ухудшении его летных данных. Взлетный вес «семнадцатого» поднялся до 1.810 кг, скорость снизилась до 425 км/ч., дальность упала до 420 км; время виража увеличилось до 17-18 секунд. Правда, эти ухудшения компенсировались невероятной для 30-х годов мощью огня: 3-секундный залп «пушечного Ишака» благодаря большому весу снарядов поднялся до 11,16 кг! Поэтому, хотя «семнадцатый» сохранил возможность ведения воздушных боев и стал грозным противником для бомбардировщиков, на Халхин-Голе его все же чаще использовали против наземных целей – как легкий штурмовик. Пушки ШВАК оказались весьма эффективны против японских автомашин, броневиков и даже легких танков, и пушечные «Ишачки» нанесли японской наземной технике большой урон.
Для ведения же маневренных боев против японских истребителей командование одновременно с пушечными «Ишаками» отправило на Халхин-Гол 20 «Чаек» - новейших истребителей-полуторапланов И-153 . Этот самолет тоже пошел в серийное производство в 1939 году, и к моменту отправки на дальневосточный фронт таких истребителей в составе ВВС СССР было еще совсем немного. Малое число имевшихся И-153 определило и совсем маленькую цифру посланных в бой «Чаек»; зато в каждую из этих машин был посажен летчик, имевший большой боевой опыт воздушных схваток в небе Испании или Китая…
«Чайка» И-153 стала последним истребителем-бипланом, принятым на вооружение РККА; этот самолет выпускался до начала 1941 г (всего было построено 3.437 таких истребителей). И-153 являлся дальнейшим развитием бипланов И-15 и И-152 с учетом выявленных в боях в Испании и в Китае недостатков предыдущих моделей. Он представлял собой одноместный истребитель-полутораплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимися шасси; на этом самолете Поликарпов вновь вернулся к форме верхнего крыла типа «чайка», соединявшегося с фюзеляжем отогнутыми вниз корневыми частями центроплана. Правда, строевые пилоты были недовольны возвратом к «крылу-чайке», утверждая, что оно ухудшает обзор вперед.
Улучшенная за счет уборки шасси аэродинамика и значительно более мощный, чем на предшественнике «бисе», мотор на 900 л.с. обеспечивали «Чайке» высочайшую для бипланов 30-х годов скорость в 440 км/ч и отличную скороподъемность (на 5.000 м за 5,5 мин.). Достаточно впечатляющим для того времени был и «потолок» этой машины – до 11.000 м; а по дальности полета (640 км/ч) «Чайка» превосходила не только «Ишаков» всех типов, но и «японца» Ki -27. Правда, все эти достоинства несколько сказались на маневренности И-153, которая для биплана оказалась не самой лучшей; тем не менее, «Чайка» выполняла полный вираж всего за 12-13 секунд, превосходя в маневре всех «Ишаков» и практически равняясь в верткости японскому Ki -27. При этом И-153 по мощи огня был значительно сильнее японских «оппонентов»: вооружение «Чайки» составляли 4х7,62-мм синхронных ШКАСа (скорострельность каждого - 1.650 выстр./мин.) с боекомплектом по 650 патронов на ствол. Благодаря этому оружию И-153 за 3 секунды «выплевывал» во врага 3,12 кг металла! Так же к серьезным улучшениям нового биплана нужно отнести наличие на кресле пилота бронеспинки и замену прежнего трубчатого телескопического прицела, стандартного для «бисов», на гораздо более удобный в применении небольшой коллиматорный прицел.
В боях на Халхин-Голе И-153 показал себя с самой лучшей стороны – как за счет своих высоких летных и огневых качеств, так и благодаря тому, что на этих машинах воевали опытные бойцы, ветераны нескольких локальных войн 30-х годов.
Японская авиация Халхин-Гола
Советские бомбардировщики и авиаразведчики Халхин-Гола
Воздушные бои над Халхин-Голом
"Крылатые самураи" Халхин-Гола
"Сталинские соколы" Халхин-Гола
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…