Найти тему
Катехизис и Катарсис

Кто принёс в Россию дуэли? Почему они стали так распространены, несмотря на запрет властей?

Дворянское понятие о чести в известном нам виде появилось в послепретровские времена. Честь времен местничества вырастала из сознания непоколебимости места рода и человека в государстве. Боярин или дворянин допетровских времен не думал кровью восстанавливать честь на поединке. Благородные подданные больше доверяли государству и традиции в плане регулирования отношений и меньше связывали понятие чести со своей личностью. И потому, например, в Уложении царя Алексея Михайловича вообще не упоминалось наказание за дуэль. Наказание было за любой вооруженный конфликт в присутствии царя. Вооруженные драки не были связаны с честью.

Реформы Петра I сломали и уничтожили эти представления. Император внес в сознание дворян двойственность. С одной стороны, у дворянина самоуважение и сознание своей личностной ценности. С другой, каждый более чем когда-либо чувствовал себя рабом по отношению к царю и государству. Десятилетиями длилось противостояние двух сторон, принимая самые разные формы – от поддержки самодержавия Анны Иоанновны в 1730 году до участия в дворцовых переворотах 1741 и 1762 годов. Эта длительная борьба привела к образованию духовно свободного дворянского меньшинства.

Право на поединок стало знаком независимости от государства и мерилом общественной ценности личности. Петр I понимал, что появление в армии иностранных офицеров, обучение русских дворян в Европе принесут в Россию дуэльный обычай, и делал все возможное, чтобы опасность пресечь. Он превентивно ввел “Патент о поединках и начинании ссор” в “Уставе воинском”, ориентируясь на германское антидуэльное законодательство. С течением времени закон охватит все виды вооруженного самосуда (ведь каждая дуэль - риск потери ценного кадра). Однако методы Петра и последующих правителей не смогли остановить дуэльный хаос. Придушенная законом и оттесненная в армейское захолустье, дуэльная традиция развивалась.

Чтобы дуэли стали обыденным явлением в России, понадобился решающий в личностном плане фактор: вырванный у самодержавия серией дворцовых переворотов манифест о вольности дворянства. Главную роль сыграла декларированная в манифесте отмена телесных наказаний. В самом деле – о какой защите чести можно говорить, если тебя могли высечь по воле государя. И после манифеста 1762 Потемкин бил и унижал дворян, но воспринималось это как отвратительное исключение. Унижения гвардейских офицеров при Павле I воспринимались соответственно. Конспирировавшие против Потемкина офицеры, и вломившиеся в Михайловский замок соратники Палена защищали свою честь.

Дуэль стала массовым явлением во времена елизаветинского царствования с разнонаправленностью его тенденций. С одной стороны – ослабление самодержавия, реформаторский напор клана Шуваловых, расширение прав Сената, т.е. движение к частичному ограничению самодержавия 1730 года. С другой – фактическое отстранения рядового дворянства от участия в решении судеб Отечества, окончательная стабилизация империи, введение режима наместников. Дворянство было жестко интегрировано в государственную машину и окончательно лишено самостоятельной роли.

Все эти факторы мощно стимулировало дуэльную активность среди дворянской молодежи. Через дуэли дворяне вырабатывали новую систему взаимоотношений, в основе которой были все еще туманные понятия чести и достоинства. Отсутствие разработанной “идеологии чести”, приводило к тому, что поединок стал универсальным средством для решения проблем. По всей России происходили поединки, бескровные и кровавые, где не было дуэльного кодекса. В этих бесчисленных, происходивших вопреки закону схватках дворяне вырабатывали понятную мысль – поединок или потеря самоуважения.

При правлении Павла I каждый дуэлянт знал, что рискует если не головой, то уж карьерой. Последствия участия в дуэли понятно раскрываются на примере графа Александра Ивановича Рибопьера. Рибопьер был исключен из службы, награды и имущество было отняты, а его посадили в казематы. Сестру и мать отправили в ссылку. Ближайшие родственники были отстранены от двора. Из-за суровых мер наказания дуэли будут происходить редко, но будут известны далеко за пределами России.

Дуэли снова станут массовыми в период Тильзитского мира. Возбужденная позорным миром, дворянская молодежь находила выход энергии в поединках. Дуэли же во время Отечественной войны 1812 года были редчайшими явлениями и не доходили до смертельного исхода. Дворяне реализовывали себя в кровопролитных сражениях.

После завершение Отечественной войны поединки снова заняли заметное место в жизни дворян. Снова требовался выход сил и способ противостояния аракчеевской регламентации. Образование тайных обществ, всплеск самосознания дворянства внесли в дуэли новый колорит. Именно в этой среде выработался тип “идейного дуэлянта”, знакомый нам всем по произведениям Пушкина и Лермонтова.

Последствия политики Николая I выявились к концу 19 века. Его стремление быть единственным судьей в делах чести и сокращение полномочий офицерских собраний сильно пошатнули нравственные устои дворянства. Атмосфере в России стремительно изменялась. Подлость и пренебрежение общественным мнением не вредили положению в обществе и карьере.
В конце 19 века еще будут дуэли. Столыпин вызовет на поединок депутата Федора Родичева. Будут стреляться Гумилев и Волошин. Но это уже будут не те дуэли. Классическая русская дуэль изжила себя вместе с мечтой дворянства о создании общества, построенного на законах чести, общества гордых, независимых, уважающих друг друга людей.

Автор - Никита Ладычук