Церковь, Вера, религия... Какое значение она имела в жизни наших предков, живших 5/10/15 веков назад? Какое место она занимала в их головах? Я вот рискну провести аналогию с масс-медиа. Да, не удивляйтесь! СМИ тогда не было, поток информации был скуден, поэтому для малограмотного (по нашим меркам) населения патриарх вполне был лидером мнения, митрополит — популярным блоггером, а местный батюшка каждодневно вещал истину смердам аки твой Соловей. Церковь владела умами и могла эти умы направлять. Поэтому глупо полагать, что сильные мира того не пытались каким-то образом повлиять на церковников, не пытались подружиться с ними, а в чем-то и подчинить.
Особенно интересен в этом отношении Андрей Боголюбский. Являясь человеком властным, деспотичным, он не мог не поставить себе на служение такое мощное идеологическое оружие, как религия. Даже карьера в качестве самостоятельного князя начинается у него с похищения мощного артефакта — из Вышгорода он утащил чудотворную икону Богородицы, которая должна была стать идеологическим фундаментом его легитимности. Вместе с ней Андрей покидает своего отца, Юрия Долгорукого, в 1155 году своевольно отправившись в Ростово-Суздальскую землю на самостоятельное княжение. Отец спустя какое-то время благополучно скончался и Северо-Восточная Русь оказалась в полном подчинении Боголюбского.
Суть политики Андрея Юрьевича в первую половину правления была довольно проста — "хто не скачет, тот киянин". Уйдя из киевских земель, Боголюбский решил построить свою личную Русь, с летописцем и боярами. Сепаратизм чистейший, ребят! Андрей Юрьевич первое время практически полностью отрёкся от общерусских дел, окуклившись у себя в Залесской глуши. Причём без дела он там не сидел, вечно что-то строил, с кем-то воевал, попутно ломая об колено старинные вечевые порядки. Делал все это он довольно жёстко, дав потомкам повод назвать его "первым самовластцем Руси".
В делах идологических (то есть в вопросах веры) наш "протосталинист" активно "тусил" с церковниками. Он состоял в переписке с Константинопольским патриархом, строил величественные и дико дорогущие храмы, чётко осознавая, что "хороший понт дороже денег". Церковники же, в свою очередь, славословили его во все поля, рисуя перед современниками и потомками образ князя, что святее всех святых, вечно молится и поминутно плачет. Не особенно это стыковалось с Андреем реальным, но да ладно...
Сепаратизм земной желательно было подтвердить обособлением и идейным. Ростовский епископат имел непосредственное начальство в Киеве, поэтому Боголюбский имел все основания не доверять ставленнику митрополита. Тут его легко понять — если ты строишь свою державу, то и "окошко Овертона" у тебя должно быть свое, с проверенной говорящей головой, которая будет гнуть линию партии в нужную тебе сторону.
С этим срослось как-то не сразу. На момент приезда Андрея епископом в Ростове стоял некто Нестор, а через какое-то время его сменяет Леон. Что один, что другой были родом из Греции, и послушными пешками быть не особо желали. Не могу судить о степени их неповиновения княжеской власти, но поочерёдно их обоих Андрей выживает, причём на них ещё умудряются повесить обвинение в ереси.
(Суть ереси была в том, что они пытались заставить русского человека блюсти пост по средам и пятницам. Нам таких не надо!)
И вот тут на авансцене появляется самый интересный персонаж — Феодор. Энергичный, властный, под стать своему князю, он был продвинут в должность для продвижения политики "сюзерена". И поставлен был не абы кем, а лично Константинопольским патриархом. Просто митрополит на тот момент в Киеве отсутствовал по причине своей смерти, поэтому Феодор, набрав с собой побольше драгоценного имущества, лично поехал в Царьград выбивать себе чин митрополита(!) Ростовского. Чуете зраду? Ощущаете руку Москвы, которая пытается добиться отделения от Киевской митрополии? Несмотря на огромные взятки, патриарх не рискнул столь радикально перекраивать карту сфер влияния, поэтому Феодору пришлось довольствоваться всего лишь саном епископа Ростовского. Ну а че, тоже неплохо. Главное, что человек свой...
Время шло, обстановка менялась, вынуждая игроков перестраивать свои планы. Андрей Боголюбский, накопив силы и очки влияния, вышел таки из своей глуши, чтобы одержать громкую, помпезную победу. 1169 год. Год, когда коалиция русских князей под командованием Андреева брата подвергла полнейшему разгрому и опустошению столицу Руси — Киев. Это был поистине огромный стратегический успех Боголюбского, ставший своеобразной вехой русской истории. Дело в том, что Андрей властвовать в Киев не пошёл, отправив туда княжить своего младшего брата. А зачем ему этот Киев? Он и из Владимира неплохо дёргает за ниточки остальных князей. Вся Русь его, самовластец вышел из сумрака!
И вот тут наступил момент, что перейдя на следующий "лэвел", Андрей оказался вообще не заинтересован в услугах своего старого друга — Феодора. Зачем он ему? Теперь у него есть "митрозамполит" рангом повыше — Константин Киевский, вполне легитимный митрополит всея Руси, недавно поставленный патриархом, с которым всегда можно договориться. Тем более Феодор успел измазаться в грехах с ног до головы. Я уже говорил, что епископ был под стать князю, крайне жестоким и нетерпимым человеком, этакий Ягода в рясе. Любое неповиновение он жестоко душил пытками и убийствами, присваивая себе имущество жертв.
Далее цитата из летописи.
"...И сице многих овех заточи, овех же измучи, взимая имение их, овем же власы главы, и брады, и очи свещами сожигая, овем же руце и нозе отсецая, овем же язык, и нос, и уши, и устне отрезая, овех же на стенах и на дцках распиная, овех же на полы разсецая, жены же богатьы мучяше и не покоряющихся ему в котлех варяше..."
Я не ведаю, насколько это было нормой в те годы, но поток жалоб на "эффективного идеолога", видимо, добрался до Киева. Митрополит потребовал от Андрея выдать бывшего любимчика, дабы учинить над ним суд. Масштабы власти у Боголюбского стали уже несколько иные, поэтому он хладнокровно отбросил в сторону "понятия ровных пацанов" и решил с митрополитом не ссориться. Для приличия Феодору было предложено самостоятельно отправиться в Киев, однако епископ слишком уверовал в себя и свою дружбу с князем. И решил слегка "охренеть", закрыв церкви и запретив богослужения на территории своего епископата. Наивный человек, он ещё не осознал, что является отыгранной картой в многоходовочках серьёзных людей...
Кто не хочет "по хорошему", тот получает "по плохому", такова селяви. Андрей выдал бывшего соратника, и Феодора доставили в Киев в оковах, где над ним разыграли коллективный суд. Собратья-епископы вовсе не собирались прощать ему наглые посягательства на митрополичий сан. Также Феодору вменяли контрреволюционную деятельность(зачёркнуто) "хулу на Богородицу", за что его публично лишили сана, прокляли и приговорили к беспрецендентной казни. Вывезя осуждённого на один из островов на Днепре, ему сперва отрубили руку, вырвали язык, выкололи глаза, а уже потом отрубили голову.
Смерть его никто не оплакивал, наоборот, летописец даже не пытался скрыть своего злорадства: "…Тако же и сей бес покаянья пребысть и до последняго издыханья, уподобився злым еретиком, не кланяющимся, и погуби душу свою и тело, и погыбе память его с шюмом" .
На место епископа Ростовского поставили вновь Леона, до этого жившего в Ростове на непонятно каком положении. На фоне борьбы с Феодором он создал себе ореол мученника, правдолюбца и просто хорошего человека, завёл дружбу с митроролитом и... вновь стал устраивать Андрея. А что такого? Андрей политик, а ситуация меняется.
Главное, чтобы правильные люди говорили правильные вещи. А большего нам и не надо!
Автор - Антон Трусов