Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье я расскажу про такое неприятное явление на железной дороге, как угон пути (не следует путать его с выбросом пути, о нем поговорим в одной из следующих статей).
Я затрону само определение этого явления угона пути, его причинах, ну и, разумеется о методах, которые используются железнодорожниками для предотвращения этого самого угона пути.
Что такое угон пути?
Наверное, стоит начать с того, что угон пути - это вовсе не криминальное действие какого-нибудь гражданина (или группы лиц) по спиливанию железнодорожных рельсов с действующих линий и сдаче их в чермет.
На самом деле, угоном пути называется продольное смещение рельсов относительно шпал, которое провоцируется силами, созданными колесами проезжающего подвижного состава. Практически всегда рельсы смещаются в сторону движения поезда. Помимо смещения рельсов, в отдельных случаях «угонятся» может вся рельсошпальная решетка относительно балластного слоя.
Больше всего от угона пути страдают участки с уклонами и остановочные площадки. Да и в принципе все места, на которых применяется торможение.
Плохо это явление тем, что в результате него нарушаются размеры стыковых зазоров. Нормальной величиной зазора (расстояние между рельсами на стыках) считается 8 миллиметров. Зазоры были придуманы для того, чтобы нивелировать удлинение и укорочение рельсов в следствие температурных изменений.
Из-за угона пути, часть стыков становятся «нулевыми», то есть рельсы вплотную прилегают друг к другу, а другая часть наоборот, становятся слишком большими, что также не есть хорошо.
Разумеется, сейчас я не говорю про бесстыковой путь.
Причины угона пути
Первую причину угона пути я уже затронул выше, когда рассказывал про само определение данного явления. Охарактеризовать её можно как сопротивление движения колёс подвижного состава.
В первую очередь, объясняется это силой трения качения, которая противодействует движению. Сюда же можно отнести коничность соприкасающихся поверхностей (бандажа колеса и рельса), из-за чего также возникает проскальзывание.
В любом случае, появляются продольные силы, направление (ну или вектор) которых совпадает с направлением движения поезда. Причём величина этих сил равна сопротивлению верхнего строения пути во время движения поезда.
Помимо сопротивления движению, есть и ещё один фактор, из-за которого происходит угон пути. Дело в том, что на стыках, о которых я рассказал ранее, при проезде поезда появляется совсем маленький (едва ли заметный) перепад высот между уровнями головок рельсов.
Тем не менее, на стыке, колеса сталкиваются с «следующим рельсом», оказывая на него воздействие, опять же, по направлению движения поезда. Чем больше вагонов (а соответственно колесных пар) проходит по участку, тем больше и самих ударов, и их силы, и их количества. Бесстыковой путь отчасти решает эту проблему.
Методы борьбы с угоном пути
Способов борьбы с угоном пути существует несколько. Начать стоит с того, что путь, проложенный с использованием песчаного балластного слоя куда более неустойчив и подвержен угону, нежели щебеночный. А самый лучший вариант в данной случае - это и вовсе монолитное основание из железобетона. Также отлично работает увеличение числа (то есть частоты) шпал. Однако эти методы трудозатратные и очень даже дорогие.
Существуют ещё разные виды креплений рельсов к шпалам. Например, скрепление типа КБ осуществляется с использованием подкладки и жесткой клеммы (прижимного элемента). Само скрепление КБ - болтовое.
Скрепление типа ЖБ - бесподкладочное с упругой клеммой, болтовое. Есть ещё БП - подкладочного типа. Лучше всего сопротивляются угону пути скрепления типа ЖБ и БП.
Противоугоны
Во избежание угона пути, железнодорожное полотно может быть оборудовано специальным устройством - противоугоном. Последние бывают двух видов:
- Пружинный
- Самозаклинивающийся противоугон
Пружинный противоугон отличается своей простотой устройства, так как состоит из одного элемента. Устанавливается он попарно на одну шпалу, так, чтобы нижний выгиб вплотную прилегал к опоре. При установке используется молоток или специальная лапа, с помощью этих инструментов противоугон насаживается на опору.
Самозаклинивающийся противоугон также представляет собой скобу, а также якорь на конце, выступающий в качестве упора, на который передается усилие. При возникновении сил, «угоняющих» рельс, такой противоугон всё больше затягивается, препятствуя угону.
На самом деле, противоугоны можно увидеть чаще всего на железных дорогах с деревянными шпалами. Сопротивление угону при использовании железобетонных шпал обеспечивается надёжными скреплениями типа КБ или ЖБ, массой самих Ж/Б шпал и щебеночным балластным слоем.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
• Что будет, если положить иголку на рельсы? Говорят, согласно законам физики, рельс лопнет и поезд пойдёт под откос!
• Необычный подвижной состав на Ж/Д нашей страны. «Полицейский поезд», он же автомотриса АС-01.
• Дооптимизировались.. Пока в РЖД правят эффективные менеджеры, составы будут идти под откос ЕЖЕДНЕВНО.