Автомобильный мир Европы в эти дни отмечает 30-ю годовщину подписания договора о слиянии между Volkswagen Group и чешского автопроизводителя Škoda (16 апреля 1991 г). С тех пор чешский бренд превратился из лидера в небольшом европейском государстве в крупного международного игрока, автомобили которого продаются в более чем 100 странах мира.
Отечественный автогигант АвтоВАЗ в конце концов также пошел по пути чешской компании. Наш канал вспомнил с чего все начиналось и постарался ответить на вопрос сможет ли отечественный бренд Lada стать таким же символом успеха в автостроении как Škoda
Пример, показанный чешским автопроизводителем, стал, несомненно, прекрасным примером для предприятий автопрома бывшего социалистического лагеря и постсоветского пространства. Магистральный путь для небольших по мировым меркам маркам автомобилестроителей – это интеграция в мировой автопром, поиск партнера и дальнейшее развитие бренда. Правда, движение по этому пути сопряжено с многими трудностями, и в конце концов, не у всех он заканчивается так счастливо как у Škoda. Достаточно вспомнить, с какими трудностями столкнулись Запорожский автозавод, варшавский FSO и румынского Oltcit, понадеявшихся на партнерство с корейской Daewoo Motors, который впоследствии обанкротился, поставив их на грань выживания.
В плане новейшей истории Skoda все началось с бархатной революции в Чехословакии в 1989 году, приведшей к падению коммунистического режима. Уже в июне 1990 года был официально инициирован поиск стратегического партнера для Škoda. Заявки были поданы от 24 претендентов. Вскоре часть их них отсеяли, осталось 8 и четыре известных автомобильных производителя выдвигают своих предложения. В итоге на 30% пакет акций Škoda претендуют два кандидата: альянс Renault/Volvo и концерн Volkswagen Group – крупнейшие автопроизводители Европы.
Немецкая компания заявляет об уважении желаний чешской стороны сохранить традиционный бренд ŠKODA, продолжить его развитие в Чешской республике и сохранить выпуск моделей Favorit и Forman. Также Volkswagen предлагает обширный инвестиционный план. И вот 30 лет назад 16 апреля 1991 соглашение вступает в силу. Сумма сделки составила 620 млн немецких марок и Škoda становится четвертым брендом концерна наряду с VW, Audi и SEAT. А в 2000 году Volkswagen становится единоличным владельцем Škoda Auto.
Второй претендент на активы Škoda французский Renault не унывал, и сначала присмотрелся к словенскому (бывш.Югославия) заводу Revoz в городке Нове-Място, а затем в 1999 году ему улыбнулась удача и во время объявленной приватизации последнего крупного автозавода в Восточной Европе в румынском городе Питешти получил во владение серьезный актив – румынский бренд Dacia. Но и это не все: в 2008 году начался процесс перехода отечественного АвтоВАЗа под контроль французского автопроизводителя. А в 2017 году марка Lada стала одним из брендов Renault Groupe.
После того как 14 января 2021 года была презентована стратегическая программа Renaulution у нас появилась возможность сравнить развитие двух брендов, двух автопроизводителей, оказавшихся под патронажем и во владении двумя мировыми автогигантами.
Между российской Lada и чешской Škoda есть много общего, но есть и серьезные отличия в тех путях, которыми идут они. И сейчас мы остановимся на этих различиях.
Во-первых , чешская компания уже несколько лет ( с 2014 года) является автопроизводителем-миллионником, то есть иными словами производит более миллиона автомобилей марки Škoda. В свою очередь, стратегией Renaulution была создана бизнес-единица «Dacia-Lada». Вместе они должны через пять лет выпускать более 1,1 млн автомобилей.
То есть два интегрированных игрока во франко-японском альянсе планируется выпускать автомобилей столько, сколько сегодня производит одна Škoda. Напомним, в прошлом тяжелом 2020 году Škoda Auto передала своим клиентам 1 004 800 новых автомобилей (см.инфографику).
Второе отличие, которое сразу видно невооруженным взглядом. Перед отечественной маркой Lada в стратегии Renaulution поставлена задача начать строить автомобили на очень экономичной и гибкой модульной платформе CMF-B , с помощью которой бренд может оптимизировать качество и использовать новейшие доступные технологии в своих моделях. А количество моделей в связке Dacia-Lada должно быть сокращено с 18 до 11. Как известно, сегодня у Skoda такое же число моделей, из которых пять относится к классу SUV.
Третий отличительный момент заключается в том, что автомобили марки выпускаются не только в Чехии, но и на заводах в России, Китае, Словакии и Индии – в основном на мощностях концерна Volkswagen Group, – а также производит автомобили в Украине в сотрудничестве с локальным партнером. Производственные мощности отечественного АвтоВАЗа, в свою очередь, сосредоточены в РФ, а отверточное производство за пределами России отличается совсем небольшими объемами.
Отсюда и четвертое отличие . Если роль и место чешского автопроизводителя Škoda Auto позиционируется в Volkswagen Group как игрок мирового уровня. Сегодня автомобили чешской марки продаются в чем в 100 странах мира. Вдобавок, Škoda Auto ответственна за всю деятельность концерна Volkswagen Group в Индии в рамках проекта INDIA 2.0, а с 1 января 2021 года – еще на рынках России, СНГ и Северной Африки. В свою очередь в стратегии Renaulution прямо говорится о лидерстве Lada в РФ и на постсоветском пространстве.
И что же в итоге? А в итоге можно сказать, что мировой авторынок поделен между сильнейшими автомобильными концернами мира, и перешедшим под контроль мировых автогигантов локальных автопроизводителей вроде Škoda, Dacia, Lada уготована определенная роль. Таким везунчикам, как Škoda Auto роль глобального игрока в рамках VW, а вот нашей Lada определена более локальная роль. Впрочем, в презентации Renaulution есть тонкий намек на то, что новый внедорожник Lada Niva может быть выведен не только на уровень локальных рынков стран СНГ, но и других экспортных рынков, что вселяет некоторую надежду. Но опять же у чешской компании модельный ряд кроссоверов включает сразу пять моделей (Kushaq, Kamiq, Karoq, Kodiaq и электро Enyaq_iV)