На детской площадке я стал свидетелем интересного монолога
Такое мама отчебучит, что уши краснеют!
Пришёл в парк, пользуясь замечательной погодой, чтобы, сидя на скамейке, накидать план для статей. А материал нашёл меня сам. В виде мамаши, которая привезла в коляске ребёнка, дабы, по всей видимости, насладиться с ним погожим апрельским деньком.
Впрочем, наслаждением это было назвать сложно, так как дама периодически (и довольно громко) отпускала в отношении своего отпрыска матерные эпитеты.
Вот он ножкой скамейку пнул - "ах, ты ж ....!". Вот в лужу залез - ".... такая!". При чём её нимало не смущало присутствие рядом посторонних лиц, в том числе и меня.
Надо сказать, что эта тётя производила впечатление вполне респектабельной дамы. Лет сорок, хорошо одета, видно, что и алкоголем не злоупотребляет. В общем, с виду нормальная женщина. И если бы не её матерки, то я подумал бы, что имею дело с нормальным человеком. Хотя... А что есть норма? Возможно мои претензии на чистоту речи уже не есть норма?
Один мой товарищ недавно пожаловался, что его супруга стала позволять себе матерную ругань, в том числе в присутствии детей.
- Не было такого, веришь нет? Никогда бы не подумал, что способна так ругаться. А тут устроилась на новую работу. Коллектив там, по всей видимости, не самый интеллигентный. Короче, набралась, нахваталась таких словечек, что перед детьми иной раз стыдно: такое мама отчебучит, что уши краснеют! И ведь сама не замечает, как с языка слетает. Вот уж верно говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься...
Действительно, бытие определяет сознание. Есть такие коллективы, в которых мат - не ругань, а способ общения.
Жизнь с маленькой головой
Например, армия. В армии на одно слово печатное три непечатных. Так принято: от генерала до солдата. Но ведь не зря говорят: "Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона". Матерная брань в армии оправдана тем, что основу личного состава представляют те самые дубы, с которыми иная форма общения просто нерезультативна. Крепкий мат и тяжёлый кирзовый сапог - самые лучшие инструменты коммуникаций там, где средний IQ не поднимается выше 60.
Так неужели иные гражданские коллективы в чём-то схожи с ротой молодых бабуинов? К сожалению, да.
Как сказал антрополог Станислав Дробышевский:
Современный человек берет нусом – коллективным разумом. У кроманьонцев нус не дорос, так что каждому приходилось работать своими мозгами. С усилением же специализации можно спокойно жить и с маленькой головой, это не критично. Пропал стабилизирующий отбор на крупные мозги, и генофонд стал разбавляться “малоголовыми генами”.
Вот и ответ на вопрос: с усилением специализации можно жить и с маленькой головой - это не критично.
Мне бабушка всегда говорила о том, что речь - показатель качества мышления человека. Чем беднее речь, тем примитивнее мышление. Там где дефицит словарного запаса компенсируется универсальной репликой, налицо не только низкий уровень самоконтроля, но и интеллектуальная дистрофия.
Хорошо, что у меня была такая бабушка. Благодаря ей, я могу сегодня донести до своих детей, что мат - это надёжный способ самоуничижения.
Рудияр