Найти тему
Алексей Коновалов

Кто такой Кощей Бессмертный? Мнение советского историка.

Георгий Милляр в роли Кощея.
Георгий Милляр в роли Кощея.

Здравствуйте, друзья. Сегодня изучим знакомого с детства персонажа русских народных сказок с исторической точки зрения. В последнее время мы углубились в изучение трудов советского историка и специалиста по языческой Руси Бориса Александровича Рыбакова, и сейчас прольем свет на его видение этой темы.

Итак, Кощей Бессертный. Неизменный антагонист в русских сказках. Мрачное существо, крадущее невест главных героев. Чтобы его победить, надо попариться с утками, яйцами, иглами, от простого меча он не умрёт.

Вы не задумывались, почему мы знаем древнегреческую мифологию, а древнерусскую совсем не знаем? Ключом для проникновения в полузакрытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространённый и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится отсылка на мифологическую архаику "кощун" и на связь с потусторонней сущностью "кощного" царства.

Восточнославянские волшебно-фантастические сказки долгое время почитались исследователями за ту самую славянскую мифологию, однако этнограф Николай Фёдорович Сумцов выразил сомнения в возможности научного исследования мифологии славян:

"Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания".(Из статьи М. Халанского. См.: Сказки. Ист. русск. литературы / Под ред Е. В. Аничкова. М., 1908, т. I, с. 145.)

Однако многие исследователи славянского фольклора сходятся во мнении, что славянские волшебные сказки являются измельчавшими потомками древних мифов. Б.А Рыбаков согласен с таким выводом, добавив от себя примерную датировку возникновения славянской мифологии—бронзовый век, l тысячелетие до Р.Х.

О таком важном персонаже, как Кащей Бессмертный, мы знаем из трёх видов источников. Во-первых, сказки, во-вторых, былины, в третьих, изображение смерти Кощея на ритуальном турьем роге из языческого кургана X века, примерного времени правления князя Святослава.

Ритуальный турий рог X века с изображением Кощеевой смерти.
Ритуальный турий рог X века с изображением Кощеевой смерти.

Этот рог стал единственной возможностью соотнести фольклорные записи XIX века с изображением X века, временем расцвета русского язычества. В изображении на серебряной окантовке рога сходятся все три источника информации о Кощее. Здесь и поиск Кощеевой смерти из сказок, и смерть Кощея от собственной стрелы из былины о Иване Годиновиче. Понятно, что и сказки, и былины, дошедшие до нас, относятся ко временам более молодым, нежели рог из Чёрной Могилы (так называется место находки), однако в основе их лежит сюжет, уходящий в далёкую древность.

Прежде чем продолжить разговор о Кощее, следвало бы поговорить о значении его имени. Слово "кощей" известно из киевской летописи XII века в значении "слуга", "раб". Это также выявляется из обращения автора "Слова о полку Игореве"к князю Всеволоду Большое Гнездо:

"Аже ты был (в походе против половцев), то была бы чага по ногате, а кощей по резане"

то есть половецкие рабы и рабыни распродавались бы по дешёвке. Здесь, возможно, слово "кощей" произошло от тюрского "кошчи"—раб. Но эту этимологию было бы неверно принимать для всех вариантов сказок и былин с участием этого персонажа. Сказки о Кощее Бессмертном исследователи делят на такие группы: "смерть Кощея в яйце", "смерть Кощея от коня", и уже упомянутую нами "смерть Кощея от собственной стрелы"

Сказочный вариант Кощеевой смерти.
Сказочный вариант Кощеевой смерти.

В сказках, где Кошеева смерть спрятана в яйце или находится в заговорённой стреле, есть ярко выраженный вариант предопределённости, участие сил более могущественных, чем сам Кощей. Они вполне соответствуют нашему представлению о волшебной сказке, как о реликтовой форме древнего мифа.

Схема сказок с участием коня такова: герой (Иван-царевич, Иван-крестьянский сын или другой какой-нибудь Иван) женится на степной богатырше Марье Моревне "прекрасной королевне" и живёт в её государстве. Ивану запрещено входить в один чулан, но однажды он нарушает запрет, и видит, что там висит Кощей Бессмертный на двенадцати цепях, или он сидит в кипящем котле, или "в огне поганый Кощей на цепях висит". Герой доверчиво выручает Кощея, а тот похищает его жену и мчит на коне в свои края. Иван разыскивает жену и в процессе погони конь Ивана убивает Кощея ударом копыта. Труп Кощея сжигают на костре.

Здесь главной помощницей героя является Баба Яга, в её южном, степном варианте, владеющая стадами волшебных кобылиц. Герой нанимается к ней в пастухи, чтобы заполучить волшебного коня. Действие здесь происходит у моря, дом Бабы-Яги окружён двенадцатью шестами, на каждый надето по человечьей голове, только один шест незанятый. У Бабы Яги есть двенадцать волшебных кобылиц, говорящих человеческим голосом. Одним из помощников героя является Орёл—степная, горная птица.

Все признаки ведут нас на юг, к черноморским землям, занятых некогда "женоуправляемыми" сарматами, хотя история с Кощеем гораздо более поздняя, чем время сарматов. Сквозь сказочную причудливую форму просматривается историческая конкретность: во дворце, в чулане живёт прикованный пленник. Дворца у него нет, нет ни войска, ни слуг. Есть какое-то жильё, конь, с которым он беседует, и сабля. Смерть этого Кощея—обычная смерть степняка: сам он изрубил противника, а потом угодил под копыта вражеского коня.

Современное изображение печенега. Чем не Кощей?
Современное изображение печенега. Чем не Кощей?

Рыбаков находит здесь признаки (конное войско амазонок, шесты с черепами, как у Геродотовых тавров в Крыму, железная ступа Бабы Яги, сравнимая с походными котлами скифов и сарматов) эпохи праславянско-сарматских отношений рубежа нашей эры.

Рыбаков рассматривает также классическую сказку о Кощее Бессмертном, спрятавшем свою смерть в недоступном и никому не известном месте. Этот Кощей не пленник, не раб, а повелитель далёкого царства, где-то на краю света на "стеклянных горах" (айсберги?), живёт он в дворце с золотыми окнами и хрустальными дверьми. Дворец его полон самоцветных каменьев, алмазов, бирюзы и жемчуга. В нём много прислуги. Защищает Кощея его войско, иногда именуемого полками чертей ("кощное—сиречь преисподняя").

Рыбаков сравнивает яйцо, в котором находилась игла с Кощеевой смертью с яйцами-писанками—элементами весенней заклинательной обрядности, которые являлись олицетворением рождения Вселенной. Недаром охранителями этого сокровища являются представители всех разделов мира: вода (океан), земля (остров), растения (дуб), звери (заяц), птицы (утка).

Сам Кощей соотносится здесь с греческим Аидом. О связи Кощея с миром мёртвых говорит то, что кощуны (древнерусские былинные песнопения) исполнялись в процессе погребального обряда на поминках по покойнику. Во многих сказках труп Кощея сжигают, а пепел метлой разметают по земле. Это очень похоже на сжигание чучела зимы. Как и Аид, Кощей не убивает людей, не является причиной их смерти, он только царствует над тенями попавшими в его "кощьное царство, сиречь тьму кромешную".

На этом, друзья, с вашего позволения, разрешите откланяться, всего вам доброго, до встречи на канале. Поддержите меня лайками, и не забывайте подписываться на канал.