Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ЗАЦВЕТЕТ ЛИ НОВЫЙ САД?... ИЛИ ЧТО МЕШАЕТ ТВОРЧЕСКОМУ РОСТУ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

– Хорошо, а где можно приобрести Ваши картины? Приехать к Вам в мастерские? Где можно посмотреть на эти «страшно» дорогие картины? В уфимских художественных салонах мне не приходилось их встречать.

– Трудно выставить на продажу картины в имеющихся четырех малоприспособленных магазинах, продающих картины в Уфе. Они по существу и не специализированы. В одном случае это выставочный зал, в другом магазин по реализации красок и принадлежностей художникам и студентам художественных вузов, в третьем случае это облагороженный подвальчик. Четвёртый – это две комнаты в бывшем здании художественного фонда.

Вот еще одна проблема. Салонов, реализующих картины художников, в Уфе недостаточно. Художникам практически некуда предложить свои работы на реализацию. Это огорчает, для столицы республики такое положение дел нужно выправлять. В регионе строится много и жилья и других объектов социального и культурного назначения, однако галереи также должны быть в сфере активного внимания правительства. Надеяться на частный бизнес не приходится, коммерсанты не спешат вкладывать денежки в открытие таких объектов.

-2

"Натюрморт с земляникой"

– Альтруизм это Ваша отличительная черта. Она прослеживается и в том, как Вы отстаиваете интересы молодых начинающих художников в творческих союзах художников. Расскажите, пожалуйста, о том, как сегодня функционируют эти организации, как Вы представляете их работу, развитие и как сообщество художников сегодня регулирует взаимоотношения внутри союза с художником и обществом.

– Всего в стране семь крупных художественных коллективов. Часть из них сформирована из «обломков» Союза художников СССР. Что-то из имущества бывшего Союзного объединения продано или приватизировано, утрачено и т. д. А художники после реформирования фактически списками были перенесены в эти новые структуры. Так сформировались три союза с разным процентным соотношением имущества и составом художников. Остальные созданы заново сообществами художников или отдельными деятельными людьми. Всё, что сформировалось от прежнего союза в новые организации, во многом копирует прежний устав и порядок деятельности. Сформированные инициативными группами художников – более динамичны. И живее откликаются на современные процессы в искусстве. В них легче вступить, они почти не заформализованы. Некоторые из художников задаются вопросом, в какой престижнее вступать или выгоднее. В юридическом аспекте они все равнозначны, все они являются общественными организациями, законодательство чётко определяет их сферу взаимоотношений с отдельным гражданином и обществом. В планах выгодности или преференций также все одинаково, никто в пригоршни художника денег не насыплет, медом не накормит. Разница лишь в численности художников. Где-то пять тысяч состав художников, в каком-то семь.

-3

"Самое г лавное в жизни, что бы кто то ждал дома!"

– Александр Петрович, в чём тогда дилемма вступления в художественные Союзы «если пользы нет», если они почти все структурно одинаковы? Может, и нет необходимости стремиться туда? Кстати, Владимир Высоцкий не состоял ни в одном творческом союзе, а собирал стадионы…

– Быть в коллективе всегда лучше, чем вариться одному в собственных делах. Сварите свеклу отдельно, капусту, картофель: не очень вкусно. Сварите всё вместе, добавьте сметанки, зелени – получится борщ. Капустный лист и борщ – две разные категории. Так и в содружестве. Вступать в союзы художников особенно необходимо молодым, начинающим свой путь в искусство людям. Рядом с опытными художниками они быстрее будут постигать навыки в живописи. К сожалению, не всегда легко вступить в такие объединения. Самодурства в действиях некоторых руководителей хватает, особенно в региональных отделениях. Порою получается, в союз принимают того, кого выгодно. По моему мнению, принимать нужно всех желающих, кто хочет совершенствовать свое творчество. Не по отбору худсовета, утверждению им, кто достоин или нет, а на общем собрании художников. В так называемых художественных советах уже давно нет необходимости. Всё это устроение давно «поедено молью». Не в том смысле, что там ретрограды сидят или засели плохие художники, а в том понимании, что 21 век на дворе, все давно на автомашинах ездят, а мы по старинке на телеге едем. Менять надо, вероятно, полностью механизм, не чинить, не налаживать. Нужно отметить, что в других странах подобных структур нет. Гильдии творческих союзов за рубежом только отстаивают интересы своих участников, например, если ваш работодатель что-то нарушил в отношении вас, не доплатил, и т. д. Там никто не станет устраивать вам экзамен, экзамен устроит покупатель. Если ваши картины не покупают, то это повод задуматься, какой вы художник, говорят иностранные коллеги. У нас, чтобы вступить в союз, нужны рекомендации нескольких художников со стажем, документы об окончании художественного вуза, должны быть множественные коллективные и персональные выставки и ряд других условий. И даже когда все это собрано, художнику часто отказывают. У него есть диплом, подтвержденный государственной квалификационной комиссией, зачем нужны какие-то ещё экзамены при вступлении в союз. Если вы только мечтаете научиться рисовать или учащийся, будущий художник – вас не примут во многие союзы, за исключением некоторых вновь открывшихся. Поэтому многие художники и молодые, и с большим творческим стажем, вообще не стремятся туда. Зачем, чтобы платить взносы? Причем не маленькие. В одном из союзов это 16 тысяч в год, в других, в среднем, 6 тысяч плюс вступительный взнос. Поэтому художники образуют свои творческие коллективы, небольшие, но они их устраивают, им комфортно себя чувствовать в дружественной обстановке, нежели доказывать свою профпригодность. Необходимо вставить ремарку в моём критическом, как полагаю, конструктивном высказывании. Критиканство недопустимо. Но конструктивная критика необходима для правильного направления, исправления, если где-то в пути возникает непонимание, заблуждение и т. д. По моему мнению, необходимо принимать всё полезное, что ускоряет, созидает в пути и из прошлого, и современного. И в союзах совершенно не глупые люди собрались, заслуженные художники и народные, многие всю свою жизнь посвятили служению искусству. Вот у нас в республике Творческий союз возглавил Пегов Владислав Викторович. Он и сам педагог и из семьи художников. Родители всю жизнь преподавали и учили детей творчеству. Владислав всегда выслушает художника, постарается помочь. И так многие. Но всё равно буду убеждать внимательнее относиться к приёму в союзы стремящихся к творческому общению людей и, конечно, молодёжь. Если мы вовремя не побеспокоимся, не вырастим молодой сад, то он и не зацветёт.

Что касается меня и моей устремлённости вступить в большее число художественных объединений, то это не цель получить престиж. Вступление для меня в другие союзы, это новые творческие друзья, новые встречи с коллегами, новые возможности, новые горизонты.

-4

"Эх, селёдочка ! Выпьем и закусим!"

– И в заключение, что Вы посоветуете начинающим свой путь в живописи молодым художникам? И, конечно, Ваши планы на будущее?

– Не только молодым, творчеством можно заняться и в 60 лет и позже. Но главное терпенье. Путь художника не усыпан бутонами роз, он усыпан их колючими шипами. Творите, пробуйте, дерзайте!

Благодарю Вас и коллектив замечательного издания «Истоки» за проявленное внимание. Пользуясь случаем, хочу сделать объявление о предстоящих выставках нашего коллектива. На днях открылась выставка картин в Уфимском ботаническом саду. В тематике выставки картины, на которых изображены цветы. В конце апреля планируем открыть интересную выставку в центре «Облака», пока готовимся и согласовываем условия. Выставка будет необычной, она не укладывается в какую-то плановую, стройную версию выставок. Мы планируем показать закулисье мастерских художников. Картины, предметы и даже кажущийся хлам (старые рамы, репродукции, этюдники и прочее, предметы, используемые для постановочных натюрмортов и т. д.), которые годами лежат у многих художников в их кладовках. Сложить всё это великолепие в удобоваримое действие сложно, как собрать пазлы. Выставка так и называется «Пазлы». Если кто-то из художников вне нашего объединения пожелает участвовать в таком мероприятии, звоните. Мой контактный тел. 89870585620.

А мои самые «дорогие» картины и картины художников творческого объединения «Башкирских мёд» можно посмотреть на проходящей художественной выставке в Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова в городе Уфа, на ул. Гоголя, 58 или мастерских Творческого союза художников России в Республике Башкортостан, по адресу ул. Электрификации 54/10, первый этаж. До новых встреч!

Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВ

Часть первая

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Присоединяйтесь к нам в нашей группе в Вконтакте и Facebook