Мы все знаем о том, что в декабре 1941-го года части вермахта были отброшены от Москвы, однако без изучения немецких документов крайне сложно представить тот кризис для вермахта. А стоит сказать, что немцы в итоге пришли к тому, что из отдельных армий начали создавать боевые группы.
Чтобы разобраться что тогда произошло, посмотри на отступление частей 2-й танковой армии Гейнца Гудериана. И так, к началу 7 декабря танковые дивизии Гудериана, под ударами 10-й советской армии начали спешное отступление под Москвой. Особенно сильно досталось частям 53-го армейского корпуса, который прикрывал отход остатков танковых дивизий вермахта. Но уже 11 декабря отступление танкистов Гудериана стало походить на повальное бегство, и бегущих тогда преследовали части 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. Все это привело к тому, что 12 декабря части 2-й армии и 2-й танковой армии были объединены в единую боевую группу генерала Гудериана, которая всеми силами старалась остановить красную армию в районе Курска.
Ситуация в которой находились немецкие танковые дивизии хуже не придумаешь: они по сути и танковыми быть перестали, в силу того, что не хватало запасных частей для ремонта, а также топлива и снарядов. Так, солдаты 4-й танковой дивизии были вынуждены взорвать 14 танков 15 декабря, из-за того, что их невозможно было починить. А сколько же было тогда танков у Гудериана? Чтобы понять разницу в цифрах, нужно сказать, что в начале советско-германской войны его танковая группа включала в себя более 800 танков и САУ, а через полгода, на 15 декабря их осталось лишь 40 единиц.
К декабрю дивизии Гудериана, как пехотные, так и танковые по сути превратили в полки с некоторым усилением, либо артиллерией, либо отдельными оставшимися танками. А ведь все это время сражались с частями 1-го гвардейского кав.корпуса и 10-й армией, которые преследовали Гудериана. Сам Гудериан не видел ничего такого, чтобы отходить все дальше и дальше, но 24 декабря последовал приказ Гитлера, который запретил отступать. К концу декабря Гудериана отстраняют от командование его танковой армией, вот только и в армии уже нет танков. Кроме того, отдельные части, например 3-ю танковую дивизию и вовсе практически уничтожили.
Но в целом, подсчет немецких потерь в технике сложен не только потому, что слабо изучены и переведены их документы, но и еще и в том, что немцы занижали свои потери, отправляя уничтоженные танки в ремонт.