"Начинается земля, как известно, от Кремля" В. Маяковский
Кремль. Для русского человека это понятие однозначно ассоциируется с городом Москвой. А еще Кремль – символ державности, государственности, могущества и власти, всегда был резиденцией князей Московских, а впоследствии и царей. Как свидетельствуют летописи, московские князья издревле строили свои хоромы на Боровицком холме. Доподлинно известно, что ещё Иван Калита имел здесь свой деревянный терем.
На месте же современного дворца первый княжеский терем появился в XIV веке при Дмитрии Донском. И вроде бы как на нем были установлены единственные в Москве часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой.
Большой Кремлевский дворец
Большой Кремлевский дворец такой узнаваемый символ столицы и всей России, строительство которого длилось 10 лет, появился в Кремле в XIX веке при Николае I. Автор проекта – признанный мастер Константин Тон (самая знаменитая его постройка: Храм Христа Спасителя, вокзалы Ленинградский в Москве и Московский в Санкт-Петербурге, тоже его работы).
В здание необычайной красоты включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата. Дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м.
До революции дворец использовался во время коронационных торжеств и как московская резиденция царской семьи, когда она посещала Первопрестольную. Сегодня это парадная резиденция президента России, здесь проводятся торжественные государственные мероприятия – награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.
Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны.
Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием. Даже не буду пытаться описывать залы дворца, скажу лишь, что они посвящаются главным русским орденам: Георгиевский зал, Андреевский, Екатерининский, Владимирский… Все залы комплекса – неповторимые творения архитектуры и искусства.
Интересно:
-У Большого Кремлевского Дворца есть особенность: он двухэтажный, но при этом четко видны 3 ряда окон. Дело в том, что по задумке архитектора, окна в парадных залах верхнего этажа расположены в 2 яруса.
-Во время Великой Отечественной войны авиабомба весом 250 килограммов влетела в Георгиевский зал, повредила потолок, балки, но не взорвалась, а рассыпалась, соприкоснувшись с полом.
-После Победы в Большом Кремлевском дворце состоялось два легендарных приема. Первый посвящался празднованию Победы как таковому, Сталин там произнес знаменитый тост «За русский народ». Второй прием был через месяц, после Парада Победы. Большое начальство во главе со Сталиным пировало в Георгиевском зале, офицеры и солдаты — в Грановитой палате.
Петровский путевой дворец (Ленинградский проспект, д. 40).
Петровский путевой (подъездной) дворец на Тверском тракте на въезде в Москву со стороны Петербурга возведён в 1776—1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова (автора дворца в Царицыно) и представляет собой образец русской неоготической архитектуры. Ансамбль дворца занял пустующий земельный участок около села Петровского, принадлежавший Высокопетровскому монастырю (отсюда и название - Петровский).
Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768—1774 годов, он служил резиденцией для знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой»). Все августейшие особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля и хотя столицей и средоточием власти уже был Санкт-Петербург, изменять порядок заведенный еще Иваном Грозным никто не решался. Царская семья проводила в Петровском дворце 2-3 дня, пока все готовились к торжественной церемонии.
Следует отметить, что путешествие царственных особ происходило не абы как (сел и помчался), а с чувством, с толком, с расстановкой. Продолжительность путешествия определялась степенью знатности: чем более высокопоставленной была особа, тем медленнее двигалась процессия. Императорский поезд обычно добирался из Петербурга в Москву за 2-3 недели.
Самодержцы останавливались на богомолье, раздачу милостыни, рассмотрение челобитных, бывало заезжали в уездные городки с ревизией. Все это занимало много времени и сил. Вот для отдыха августейших особ и придворной челяди и строились путевые дворцы. К примеру между двумя столичными городами было сооружено 11 таких дворцов на расстоянии 1 дня пути (около 65 км.), в большинстве своем это были весьма скромные строения. Роскошный Петровский путевой дворец являлся по сути въездными воротами в Первопрестольную, где вельможи проводили последние приготовления перед торжественным въездом в Москву.
Интересно:
- В селе Петровском, в смутное время находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.
- Перед тем как окончательно покинуть горевшую Москву с 4 по 9 сентября 1812 года, во дворце пребывал Наполеон, и глядя на пожар опалил себе волосы.
«…Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он…»
— А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
- В советские времена после многократного перехода из рук в руки в стенах дворца обосновались помещения Военной-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, которую к стати окончил Юрий Гагарин.
- С 2011 года после грандиозной реставрации на втором этаже и флигелях дворца располагается гостиничный комплекс, а первый этаж передан музею. Также дворец является официальным Домом приёмов правительства Москвы.
Большой Царицынский дворец
На юге Москвы раскинулся один из живописнейших дворцово-парковых ансамблей – «Музей заповедник Царицыно». Бесспорно, жемчужиной исторической застройки является Большой дворец. Многострадальный дворец, который строили и перестраивали, забросили и воссоздали.
Проснулась как то утром матушка-императрица всероссийская свет Екатерина II , подошла к окошку кинула взгляд свой августейший на серое питерское небо, а тут как тут Григорий Потемкин ей на ушко: а не построить ли тебе, государыня, резиденцию загородную около Москвы.
И повелела она построить дворец с диковинами там разными, прудами и аллеями, ну чтобы все по уму, и поручила это все великолепие возводить придворному архитектору Василию Баженову. Мастер рьяно взялся за работу, работал качественно и по возможности быстро, чтобы матушке-царице угодить, ан не вышло.
В 1785 году императрица приезжает в Царицыно осмотреть почти готовую загородную резиденцию: батюшки-святы, ты что, козья морда, понастроил мне тут? Залы узкие, потолки низкие, опозорить меня хочешь перед послами заморскими, каналья? (ну могла же она так воспрошать?)
В январе 1786 года Баженов был уволен от возложенных на него должностей. К февралю 1786 года Матвей Казаков, ученик и товарищ Баженова, подготовил по поручению императрицы проект нового Большого дворца, и он был одобрен Екатериной. Однако и этому плану не суждено было быть завершенным.
В ноябре 1796 года Екатерина Великая скончалась. К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей. Велись внутренние отделочные работы.
Да вот незадача: новый император Павел I , осматривавший дворец в марте 1797 года , повелел «в селе Царицыне никаких строений не производить». В последующие годы Большому дворцу никак не могут найти достойного применения.
Большой дворец, как и другие постройки в Царицыне, так и не стал императорской резиденцией. Оставленный и неиспользуемый, он уже в начале XIX столетия начал разрушаться и зарастать живописной зеленью, превращаясь в мрачные руины. К середине XIX века обвалились железные крыши и межэтажные перекрытия. Большой дворец превратился в исполинскую развалину.
К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005–2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы, но есть и существенные различия между его историческим и нынешним обликом, так вместо исторически достоверной кровли чёрного цвета без декоративных деталей была воссоздана кровля из первоначального проекта Казакова со «шпицами» и «ажурным гребнем».
Руинированный дворец, за свою историю никак не использовавшийся, был превращён в современный музейный комплекс. Основную часть здания занимают выставочные и музейные залы. Да по сути новодел, да детали не соответствуют, да исторически не совсем достоверно, но друзья мои, по сравнению с тем что было – просто радующий глаз и сердце шедевр.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Это сейчас Коломенское прекраснейшее место для прогулок в черте города, добраться до него спокойно можно на метро. А во времена царя гороха, ой простите Алексея Михаловича (батюшки Петра I ) было это вотчиной царской, угодьями для соколиной охоты. Это село с давних пор было летней резиденцией московских князей и царей. Первым начал обустраивать его великий князь Василий III, при нем в 1532 году в Коломенском был построен знаменитый каменный шатровый храм Вознесения Господня – главное и самое красивое здание в Коломенском (но сейчас не о нем).
В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек.
Деревянный дворец состоял из отдельных теремов для царя, царевичей, царицы и царевен, соединенных переходами, образующими внутренние дворы.
Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление (ну кто бы сомневался) на иностранных гостей.
В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, и ведь не даром зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен.
Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок, дворец ветшал. При Екатерине II дворец разобрали, при этом делали тщательнейшие обмеры и чертежи.
Нынешнее строение по сути представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину, воссозданный по этим чертежам. Надо сказать , что строение возведенное в 2008-2010 годах из монолитного железобетона, обшитого бревнами.
Отделка помещений и росписи выполнены по архивным материалам и близки к оригинальной стилистике. В интерьеры включены многочисленные произведения искусства XVII—XVIII веков: подлинные иконы, шпалеры и предметы быта.
Следует также отметить, что стоит дворец не на своем историческом месте, возвели его на открытом пространстве на отдалении от Царского двора. Сделано это было намеренно, по настоятельному требованию историков и археологов, чтобы не нарушать сложившуюся застройку и природный комплекс, на месте дворца выросли вековые дубы и липы.
Обязательно посетите Коломенское. Оно по своему прекрасно в любое время года, но весна, это праздник какой-то, что-то умопомрачительное: тысячи цветущих яблонь покрывают бело-розовой метелью лепестков дорожки и разноцветье клумб. (Интересное о Коломенском здесь)
Загородный дворец Елизаветы Петровны (ул. Гастелло, д. 44)
Какие ассоциации возникают, когда слышишь название Сокольники. Конечно же, прежде всего это парк. Однако помимо парковой зоны в районе есть и другие, не менее красивые и интересные достопримечательности.
К примеру - загородный дворец Елизаветы Петровны, что в Покровском.
Это место изначально было царской вотчиной. В XVI веке здесь было село Рубцово. Оно принадлежало Ивану IV, а затем его сыну Федору, здесь располагались царские охотничьи угодья. Тут стояли деревянные хоромы со множеством хозяйственных строений.
Михаил Федорович построил в Рубцово свой загородный дворец. При нем заложили церковь в честь Покрова Богородицы. От нее село получило название Покровское.
Когда царскую загородную резиденцию перенесли за Яузу, Покровский дворец пришел в запустение. Сюда во время Анны Иоанновны сослали Елизавету Петровну. Она перестроила дворец, но при этом вела довольно простой образ жизни и даже водила хороводы с крестьянскими девушками.
Став императрицей, Елизавета Петровна не забывала Покровское. А когда в 1753 году деревянный дворец сгорел, приказала построить каменный двухэтажный дворец по проекту, между прочим, Растрелли. Вообще, императрица любила это место.
Именно в этот дворец она велела привезти своего племянника герцога Петра Голштинского (будущий Петр III), которого объявила свои наследником. Сюда же в феврале 1744 года приехала принцесса Ангальт-Цербская с дочерью Софией-Августой-Фредерикой, которой на роду было написано стать великой российской императрицей Екатериной II.
После смерти Елизаветы дворец не использовался и пришел в запустение. Затем его использовали в качестве казарм, а в 1872 году дворцовый комплекс вместе с прилегающей к нему территорией был передан Покровской общине сестер милосердия.
В послереволюционные годы община была закрыта, а в здании разместили коммунальные квартиры.
Спустя еще несколько десятилетий, в 1992 году в здание переехал Государственный научно-исследовательский институт реставрации, который находится здесь и сегодня.
Екатерининский дворец в Лефортово (Головинский дворец, Екатерининские казармы) (1-й Краснокурсантский проезд, дом 3-5)
Во времена правления Петра I набережная реки Яуза стала местом строительства огромных дворцовых комплексов для приближенных к царю государственных деятелей.
Усадьбы и государственные резиденции в Лефортово , возведённые на рубеже XVII —XVIII веков , отличались от архитектуры старой Москвы и стали прообразом дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга .
В Лефортово было построено 5 деревянных императорских дворцов! После смерти Лефорта в слободе возвел усадьбу еще один сподвижник Петра I – Федор Головин. Пространство он обустроил по образу и подобию дворцово-паркового комплекса Версаля, и именно здесь в марте 1703 года император принимал посла французского короля Людовика XIV.
От той эпохи в Лефортово остался каменный Екатерининский дворец или Анненгоф — самая большая колоннада в Москве в 16 колонн. Его построили в 1770-х годах.
Комплекс с его протяжёнными фасадами насыщенного красного цвета и внутренними дворами представляет собой одно из наиболее значительных сооружений русского классицизма . В разное время над строительством и отделкой Екатерининского дворца работали Антонио Ринальди , Карл Бланк , Джакомо Кваренги , Франческо Кампорези .
Обиднее всего, что до новоселья в московской резиденции Екатерина Великая не дожила всего несколько месяцев.
Сменивший Екатерину II на троне Павел I материнский дворец не любил, он вообще не любил и презирал, все что было связано с матерью. Перед царской резиденцией он устроил плац. В роскошных палатах разместился Московский гарнизонный полк Николая Архарова. Набранные в полк «из низов» архаровцы жестоко подавляли бунты в столице, и в то же время были самыми эффективными полицейскими – за день раскрывали самые запутанные кражи и прочие уголовные преступления. С тех пор служебные флигеля Екатерининского дворца стали называть Красными казармами.
Восстановленный после Отечественной войны 1812 года комплекс был оформлен Осипом Бове и передан кадетскому корпусу. Позднее в служебных корпусах дворца (т. н. «Красных казармах») размещалось Алексеевское военное училище.
С 1937 в здании находилась Военная академия бронетанковых войск, ныне Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации.