Владимир Романов
Талант (способности), даже в быту, дают человеку определенные привилегии. Предыдущий рассказ я представил на первое прочтение любимой жене. Дочитав, Натуля произнесла:
-"Так, бросай мыть посуду, иди и напиши ещё что-нибудь".
Своя муза есть у каждого вдохновенья. Так продолжилась английская тема.
Осень 1991 года мы встретили форсированной подготовкой визита "Русских витязей" в Великобританию. "Русские витязи" - пилотажная группа на самолетах Су-27, дислоцирующаяся на аэродроме Кубинка, официально сформированная 5 апреля того же года на базе первой эскадрильи 234 гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка.
Для участия в праздновании победы Королевских ВВС над Люфтваффе в "Битве за Британию" (1940 год) к бывшим союзникам направлялось подразделение: 60 человек личного состава, 5 многоцелевых истребителей Су-27, двухместный учебно-боевой самолет Су-27УБ (спарка) и сопровождающий военно-транспортный самолет Ил-76. Планировались выступления пилотажников на трех британских авиабазах: Скэмптон, Финнингли и Люкерс (Leuchars).
Наступившее тогда "глобальное мировое потепление", позволило нам, наивным новобранцам капиталистического мира, устанавливать связи с армиями матерых империалистов даже на уровне эскадрилий.
Рейд боевого авиаподразделения по тылам вероятного противника через всю Европу – задача непростая, задача военно-политическая. Такие визиты подразделений Минобороны России за рубеж и сейчас выполняются только по решению Президента или Правительства.
Была проделана очень большая подготовительная работа. Задействовали всех, кого смогли. Летчики самозабвенно тренировались, готовя одиночный пилотаж и пилотаж четвёрки самолетов в строю "Ромб". Инженерно-авиационная служба и тыловики работали, как муравьи, проверяли, меняли, проводили мероприятия по сокрытию, колдовали над каждой заклёпкой. С помощью промышленности на спарку Су-27УБ ведущего группы установили аппаратуру международной системы навигации и посадки, т.к. рабочие частоты наших систем, естественно, не совпадают с частотами аналогичной аппаратуры НАТО. Сделали необходимые переходники для "стыковки" самолетов с иностранной техникой наземного обслуживания. Самолеты перекрасили в цвета российского флага, что придало им яркий, праздничный вид. Придумали и чудесным образом пошили новые комбинезоны, шевроны, пилотки, шарфики, прочую атрибутику, запаслись сувенирами.
Помогали всем миром. Наш отдел военно-технического сотрудничества Главного штаба ВВС, опутавшись телефонными проводами, через Генштаб и военный атташат поддерживал связь с заграницей и, шурша докладными, отрабатывал свои пункты общего плана подготовки. Удалось пробить командирование рекогносцировочной группы.
Наконец, самолеты-красавцы и личный состав (тоже красавцы) готовы.
Должен доложить, что пятью годами позже самолеты семейства Су-27 были оценены, как произведения искусства. Впервые представленные на выставке-конкурсе России "Дизайн - 96", эти самолеты опытно-конструкторского бюро Сухого завоевали не только первое место в номинации промышленный дизайн, но и Гран-при конкурса - золотую "Викторию".
Но вернемся к подразделению. Общее руководство делегацией взял на себя Николай Тимофеевич Антошкин, тогда генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Московского военного округа. Командир и ведущий летной группы - заместитель командира дивизии полковник Владимир Павлович Басов.
Подготовка завершилась строгим инструктажем по особенностям поведения за границей (особенно, за хвостами самолетов) и строевым смотром всех участников заграничного турне. Командующий для начала лично наградил всех временно прикомандированных знаком "Гвардия". Потом по-отечески деранул и отправил новоиспеченных гвардейцев менять орденские планки (неправильные - по три ленты в ряд, на уставные - по четыре).
В связи со срочностью, сгоняли самого молодого "орденоносца" в ателье "Военторга", где скупили все готовые правильные планки. Короче, через час гвардейцы доложили об устранении замечаний. Теперь и нас можно показывать иноземцам.
Давно замечено, что пока находишься в стенах родного штаба, ты затюканный исполнитель. Как только попадаешь в подопечные войска, ты - представитель высших сил (бывает даже, раздувающая щеки "карта козырной масти"). За рубежом мы представляем государство, нашу великую Родину. Каждого гражданина России в форме рассматривают, сравнивают, изучают... как инопланетянина. Поэтому и мы должны были соответствовать высокоразвитой цивилизации.. .
Первый этап перелета завершился посадкой в объединенной к тому времени Германии на аэродроме Дамгартен. Там ещё базировалась наша авиация и была запланирована ночевка. А где авиация, всегда много друзей и знакомых, а значит - праздничный вечер общения.
Второй этап перелета в Великобританию нам, пассажирам Ил-76, запомнился торжественным эскортом голландских истребителей. Правильнее, конечно, говорить "нидерландских", но еще Петр I, именовал эту страну Голландией по названию двух самых богатых провинций Северной и Южной Голландии Королевства Нидерландов.
Так вот, то ли истребителям этого королевства было любопытно перехватить наш самолет и посмотреть на русских, то ли, по мнению "аборигенов", мы немного срезали и прошли не там, где можно, я не знаю. Официальных протестов до нас не дошло. Покрасовавшись и проводив нас до "выхода", эскорт-конвой ушел домой, то бишь на свой аэродром.
Долетели благополучно. Нас радушно принял Скемптон - авиабаза в восточной Англии, недалеко от старинного городка Линкольн. Там до сих пор родное гнездо "Красных стрел" - знаменитой пилотажной группы Королевских ВВС Великобритании.
Немного об этой группе. Создана в 1964 году, выступает по всему миру. Проводит по 60-70 показов ежегодно. С 1979 года летает на легких учебно-боевых самолетах "Хок". У этих ребят очень большой опыт, есть чему поучиться. Но и британцы прекрасно понимали, каков уровень подготовки русских летчиков. Наши мастера пилотируют в плотном строю тяжелые многоцелевые истребители Су-27, которые почти в полтора раза больше и в три-четыре раза тяжелее "Хоков".
Информация для осознания . Вес "Хока" ( max - 9,1 тонны), соизмерим с весом грузовика типа "МАЗ" или "Урал". Вес Су-27 ( max - 30 тонн), как у тяжелого "КАМАЗа". Вы, случайно, не пробовали гонять на грузовике по очень кривым улочкам трехметровой ширины на скорости 400-700 км/час? Добавьте перегрузки, достигающие 6 g , и у вас будет некоторое представление о пилотировании в группе. При одиночном пилотаже перегрузки могут быть 9 g .
Спланировали проведение совместных тренировочных полетов. Сейчас уже не помню, в этот раз или на другой базе, хозяева предложили слетать международным экипажем на двухместном истребителе-бомбардировщике "Торнадо". Набивая себе цену, британец предупреждает нашего летчика:
- "Сэр, ниже 100 футов летать не будем".
Мы знали, что англичане за год до нашего визита вернулись из Саудовской Аравии, с баз которой наносили удары по Ираку. Видимо, на Ближнем Востоке королевские летчики хорошо освоили маловысотный полет над пустыней.
Полетели. Как и на какой высоте, они летали, знает только Бог. Но после возвращения куртки на спинах были мокрые от пота у обоих.
Запомнился постер с изображением самолета "Торнадо", подаренный нашему летчику, с надписью:
"Первому русскому пилоту, бомбившему английскую землю"!
Они действительно бросили пару практических (учебных) бомб на полигоне.
После полетов, как принято, разделились на две основные группы: летчиков принимали летчики, инженерно-технический состав, закончив послеполетную подготовку самолетов, отправился в настоящий английский паб.
Питейные заведения на территории Англии строили еще римляне, но название "дом для людей" (" public house ", то есть паб) им дал король Ричард Львиное сердце только в 12-том веке.
Попробовали и пиво, и ель. Развязался английский язык, завязалась беседа, стали знакомиться. Все были в новеньких комбинезонах без знаков отличия. Торжествовала авиационная демократия (как в бане).
Кто-то из английских техников поинтересовался у нашего старшего:
-"Сэр, а могу ли я узнать, как Вас зовут и в каком Вы звании?"
В загранкомандировки отбирают самых опытных специалистов. Нашу техническую команду возглавлял инженер дивизии. Талантливый во всем, он и технику знал отлично, и стихи великолепно декламировал. Мог сочинять сонеты, почти как Шекспир, и говорить стихами, только по-русски.
- "Зовут меня Михаил Михайлович, а звание - полковник."
- "Colonel, group captain (полковник)!" - как затухающее эхо, прошелестело по английской стороне, и они встали (даже вскочили), отдавая честь русскому офицеру.
Оказалось, что английские техники это, в основном, сержантский состав от капрала до полкового сержант-майора. Возникла напряженность, которую Михалыч, конечно, преодолел своим радушием и напевным звучанием русской поэзии. Но надо признать, что это прокол организаторов обеих сторон. В королевстве, где установлено 6 уровней рыцарства, 4 уровня заслуг, традиционная градация титулов и званий, где все с 16-го века общаются только на "Вы", эта разница званий поставила людей в неловкое положение. Что ж, на ошибках учимся.
Кроме летчиков на базе Скемптон дислоцировалось подразделение, задачей которого была подготовка инспекторов для контроля над выполнением Россией международных договоров по ограничению вооружения. Они себя называли "Джэсиками" (как расшифровывается эта аббревиатура, я уже не помню). В домах этих профессиональных разведчиков нас и разместили, дабы мы в общении, вольно или невольно, потренировали инспекторов и членов их семей в разговорном русском языке, ближе ознакомили с нашими обычаями и традициями. Пришлось потренировать и ознакомить.
Мы тоже узнали и увидели много интересного.
Британская система обеспечении военнослужащих жильем принципиально отличается от российской. У них во время службы и жилье служебное. На бытовой территории базы строится коттеджный посёлок, количество домов которого соответствует штату личного состава базы с небольшим резервом. Военнослужащим предоставляются меблированные дома с необходимым набором бытовой техники, которые отличаются количеством спален (в зависимости от количества детей в семье). Есть небольшие различия по качеству оборудования офицерских домов и домов сержантского состава. У старших офицеров есть дополнительные гостевые спальни и более просторная планировка. Перевод военнослужащего на освободившееся штатное место не вызывает дополнительных трудностей, т.к. заштатные предшественники покидают базу.
У военных за время службы идет накопление средств, которые выплачиваются при демобилизации, что позволяет купить, построить, снять жилье в обычных населенных пунктах. Нехватки служебного жилья при такой схеме быть не может.
Мне показался интересным один из вариантов пополнения летного состава Королевских ВВС. Одаренным ребятам из выпускников гражданских аэроклубов выплачивается денежное вознаграждение за прохождение дополнительного курса обучения в аэроклубе. По результатам этого обучения решается вопрос их направления для поступления в военное летное училище. С учетом очень достойного денежного довольствия военных летчиков, а, следовательно, и жесткого отбора, в Королевские ВВС попадает один из 25 желающих.
В британской армии офицеры стройны и даже сухопары, хотя в столовой "шведский стол", ешь - не хочу. Мы питались вместе с хозяевами в такой же столовой. Одинаковая для всех вкусная и разнообразная кухня, включающая традиционные утренние кукурузные хлопья с молоком и овсянку. Но британские офицеры постоянно бегают! Бегают во внеслужебное время, включая обеденный перерыв. Мы думали хобби такое, оказалось необходимость. Время на физподготовку официально не предусматривается, а выполнение нормативов, одинаковых для мужчин и женщин, строго (вплоть до увольнения) контролируется. Поэтому при равнении в строю, офицеры действительно видят грудь четвертого (или одиннадцатой - в армии 9% женщин), а не живот каждого третьего. Это я о своих штабных "крошках".
Но, вернемся к "Джесикам". Нас, четверых старших офицеров, разместили в коттедже командира, предоставив каждому отдельную спальню. Вокруг дома – участок земли, английский газон. Ни цветов, ни картошки… только травка и яблони. Яблоки на деревьях и под кроной на траве. Но эти красивые и вкусные плоды интересовали только нас. Местные снобы предпочитали есть уже мытые фрукты в столовой.
Мой статус - представитель Главного штаба ВВС, давал возможность действовать по личному плану, напрягая местных "контриков". Поэтому мы, с одним из наших любознательных офицеров, решили, что было бы неплохо вместо предварительной подготовки техники посмотреть штаб "Джесиков". Сказано – сделано. "Аборигены" поначалу растерялись, но быстро сориентировались и показали, что могли. Единственно, что они не успели спрятать, это очень качественно сделанную и довольно едкую куклу-карикатуру на Генсека и Президента М.С.Горбачева, но… мы её не заметили. Зато обратили внимание на большую комнату для совещаний, в которой была не только вся необходимая оргтехника, но и кухонная утварь, так, на всякий торжественный случай.
Распорядок жизни нашего авиаподразделения определяло главное - полеты и показы. Описать, как и что было в воздухе, могут только летчики. Я получил большое удовольствие, послушав найденные в Интернете рассказы Владимира Павловича Басова. Я же могу написать только о том, что было на земле.
Кажется, в штабе "Красных стрел" наши летчики обратили внимание на большую фотографию, на которой более сотни военнослужащих Королевских ВВС окружали одну женщину в белом.
- "Кто это?" – спросили мы на чистом английском языке.
- "О, это Её Величество Елизавета, королева-мать !" - ответ хозяев озадачил.
- "А почему Её Величество среди военных?"
- "Каждый член королевской семьи курирует какой-нибудь вид или род вооруженных сил. Королева-мать курирует Королевские ВВС. Это фото сделано при посещении Её Величеством нашей базы".
Объяснили вроде доходчиво. Но оставалось загадкой интригующее английское словосочетание "королева-мать". Оказалось, что это не просто мать королевы, а вдовствующая королева-консорт (не правящая) Елизавета, дочь которой - царствующая королева Елизавета II. По тому, что и как о ней рассказывали, нам стало понятно, что королева-мать очень уважаемый в королевстве человек.
Летчики обсуждали предстоящий совместный перелет на авиабазу Люкерс в Шотландию. Это около 400 км. На карте рядом с предлагаемым маршрутом была обозначена запретная зона. Мы, естественно, заинтересовались, а что там? Оказалось, это место, где расположена резиденция Её Величества королевы-матери.
Наш руководитель Николай Тимофеевич Антошкин неожиданно, особенно для специалистов протокола англичан, объявил, что на маршруте мы готовы выполнить пилотаж для Её Величества и ещё хотели бы преподнести королеве-матери русский сувенир.
Я отдаю должное оперативности английских коллег. При всех сложностях королевского церемониала, ответ был получен своевременно. "Русские витязи" совместно с девяткой "Красных стрел" пролетели торжественным строем над резиденцией королевы-матери. Был принят и наш сувенир – расписной тульский самовар (всё, что могли). Позже мы узнали, что королева-мать дала распоряжение муниципальным служащим и учащимся, находящимся в районе резиденции: выйти на улицы и наблюдать этот исторический полет. Воздушный парад вышли смотреть все.
Вечером, накануне показа в Люкерсе, произошло еще одно примечательно-замечательное событие - встреча пилотов разных стран, слетевшихся на авиашоу.
Понимая, что опаздываем, мы, штабная "пехота", вместо гостиницы рванули сразу за летчиками. В вестибюле побросали сумки и приостановились перед входом в зал. Было ощущение, что за дверью гоняют движки. Нет, это "гудели" настоящие пилоты всего мира. ТРИСТА пилотов, как 300 спартанцев в Фермопильском ущелье, перекрыли все подступы к бару и братались (не всем же с утра летать). Летчики всех стран делали это от всей авиационной души.
У входа кружком стояло человек 10 англичан. Как бывший старший борттехник самолета Ил-22 воздушного командного пункта "Бизон", я почувствовал – это экипаж, и был прав. Меня приняли коллеги, летный экипаж самолета раннего радиолокационного обнаружения и наведения "АВАКС".
Поприветствовали, познакомились, выпили за дружбу . В такие моменты из глубин памяти всплывают иностранные слова-незнакомки, завораживающие своим неожиданным смыслом даже говорящего. Приступили к важному ритуалу обмена сувенирами. "А сувенир очень хитрый предмет. Если он есть, то его сразу нет!" М не повезло, что мой чемодан был рядом в вестибюле. Я пополнил запасы, в т.ч. прихватил запасную фуражку, которую вручил командиру экипажа.
Провидение существует. Я больше, чем угадал. Оказалось, что командир много лет собирает фуражки по всему миру, но русской-то у него не было! Коллекционеры поймут, как он был счастлив. Чтобы не остаться в долгу, командир предложил встретиться на следующий день на показе.
Подошли наши ребята с просьбой:
- "Слушай, помоги объясниться. Американец вроде бы хочет поменяться ботинками. Но размер… Посмотри на этого гнома..."
Рядом улыбался здоровенный янки в летном комбинезоне. Он подтвердил жгучее желание иметь русские ботинки и заверил, что разница в размерах его не волнует. "Exchange " состоялся.
Такие сцены надо снимать. Наш товарищ, привязав ботинки к ногам шнурками, бодро "захлюпал" по залу. Джентльмен тоже умудрился подогнуть пальцы и в подаренные ботинки впихнуть свои ступни. При этом коленки его разошлись в стороны, торс наклонился вперед, и он счастливый, с грацией самца горной гориллы ушкандыбал на внешних сторонах стопы в неизвестном направлении. Т ем временем в углу зала замелькали голые тела, с наших летчиков снимали тельняшки.
- "Я этих КДП по всему миру много видел, и жена у меня есть", – парировал я гордо, убеждая себя – себя, спокойствие, " Russo turisto - obliko morale , ферштейн?".
- "Подумаешь, это мелочи. Я тоже замужем" – настаивала леди, - "мы их потом познакомим".
Не отстанет. Надо было что-то решать. В её коллекции явно не хватало русского персонажа. Взгляд вырвал в толпе атлетичную фигуру корреспондента "Красной звезды".
- "Дорогая леди, я прошу меня извинить. Не будете ли Вы столь любезны и не согласитесь ли Вы пригласить на эту увлекательную экскурсию моего закадычного (считалось, что душа находиться за кадыком) друга, вот того молодого джентльмена. Он большой любитель и ценитель КДП".
Мадам, бросив на меня презрительный взгляд, ломанулась к добыче. Еще минуту я наблюдал гонку с преследованием и "противоракетные" маневры цели. Потом они потерялись в толпе. Прости меня, Валентин!
Вечер продолжился в гостинице. Помню, англичане опять и опять просили Михаила Михайловича читать стихи и наслаждались музыкой русской поэтической речи. А какой-то подпивший толстосум, обещая золотые горы, даже пытался сманить нашего поэта к себе на работу.
Понравились и сама добротная гостиница, где в номере для каждого была припасена библия, а цена за сутки была соизмерима с той нашей месячной зарплатой.
Утром все встретились на показе, около 60 тысяч человек! При этом надо учесть, что вокруг базы расположены только поселки с населением по несколько тысяч, максимум – десятков тысяч человек.
Мне очень понравилось трепетное отношение к летчикам со стороны "простых земных англичан". На авиашоу, которые проводятся в разных уголках этой небольшой страны чуть ли ни каждую неделю, отношение к пилотам, как к небожителям-полубогам, сыновьям Зевса. Я не смог до конца разобраться в английских обращениях, но запомнил, что по уровню неформального восприятия, обращение-"сэр" в пехоте Британской армии начинается с подполковника, а в Королевских ВВС - с капитана.
Состояние и чувства, испытываемые публикой при наблюдении за акробатикой пилотажников, в этот раз охарактеризую одним словом – НИРВАНА*!
* Нирвана - высшее состояние блаженства, характеризующееся отсутствием других желаний, совершенной удовлетворенностью и самодостаточностью, абсолютной отрешенностью от других удовольствий внешнего мира.
Мы с помощником военного атташе шли по стоянке самолетов, представленных публике на земле. Прямо по курсу прорисовывался характерный силуэт самолета с антенной-грибом над фюзеляжем. "АВАКС" стоял, как затравленный волк, посреди загона, опоясанного веревкой с красными флажками. Ближе 30 футов простых смертных не подпускали.
Я поинтересовался , бывал ли атташе внутри этого сверхсекретного "АВАКСа" и интересно ли ему посмотреть, что там внутри. Атташе безнадежно вздохнул и показал на красные флажки.
Попытка - не пытка. Предлагаю попробовать и машу рукой.
Из кабины ответили. Потом открылся люк в нижней части фюзеляжа, появилась стремянка. Это мои вчерашние знакомые.
Нас приглашают пройти в кабину экипажа и рассаживают на пилотские кресла. За командиром уже послали, надо подождать.
Атташе пользуется случаем, просит разрешения сфотографироваться. Хозяева всё понимают и улыбаются. Пожалуйста, снимайте. Аппаратура в кабине, как у обычного "Боинга". К тому же она обесточена, хрен что поймете. Фотоаппарат профессионала зачмокал затвором, как страстная жрица любви, покрывая "поцелуями" всю поверхность приборных досок кабины. Жалко, что к прибытию командира фотопленка кончилась.
Летный экипаж "АВАКСа" подарил мне красивый, на деревянном щите, герб 8 эскадрильи Королевских ВВС и постер самолета с автографами всех членов летного экипажа. Хорошая память о коллегах.
Ещё пара забавных сценок.
Подходим к нашему летающему дому, летающему островку Родины, самолету Ил-76. Борт самолета - суверенная территория России. Наш ДСЧ (дежурный по стоянке самолетов части) шелестит полновесными английскими фунтами стерлингов (стерлинг - это мелкая серебряная монетка, 1/240 фунта). Нам выплатили только 30% командировочных – это не деньги. А тут такое богатство. Любопытство и зависть подогревают интерес. Оказывается, к дежурному подошли местные нумизматы с просьбой поменять или продать российские деньги. Русских в Шотландии, тогда было мало. Товарищ не растерялся и всю свою рублевую наличность поменял по курсу один к одному. Конечно, и у нас была попытка найти этих филантропов и продолжить общение, но к тому времени поезд уже ушёл.
Потом, уже около "Ила", появились джентльмены из какого-то эмигрантского издательства и предложили полиграфическую "халяву" (сладости – по-арабски), прекрасно изданные Библии и детские книжки на русском языке. Их направили ко мне, и тут я не устоял. Дал "добро": забрать оба ящика подрывной литературы (для уничтожения, конечно).
Недавно прочитал о том, что выражение: "Пройти огонь и воду" существует в мире очень давно, а вот продолжение про "медные трубы" появилось первоначально у военных России после 1812 года. Вот эти "трубы" я и примерил тогда в Шотландии.
Я неспешно дефилирую у наших самолетов, демонстрируя форму одежды (повседневную, вне строя) полковника ВВС России. Подошла семейная пара и попросили разрешение сфотографироваться вместе со мной. С удовольствием позирую с английской женой (женой англичанина), потом с мужем. В королевстве есть закон: фото с расстояния ближе 8 футов - только с разрешения фотографируемого субъекта. Увидев, что субъект не против, выстроилась очередь желающих. Поначалу я с удовольствием давал автографы, фотографировался, дарил и получал сувениры... И вот подошла очень немолодая дама. Она попросила меня подойти к компании её сверстниц. Сколько им было лет? Не знаю. Много. Капиталистические пенсионеры, в таком же возрасте, как наши социалистические, выглядят моложе. Я подошел. Старшая из подруг сидела в инвалидной коляске. Она протянул мне руку. Я бережно ответил на рукопожатие. И тут я услышал добросердечную мудрость старости:
- "Сэр, я счастлива, что дожила до светлого дня, когда могу пожать руку русскому солдату".
Я прекрасно понимал - такие моменты дорогого стоят. Перехватило дыханье, придавило неожиданностью осознания.
Как сумел, поблагодарил, извинился и ретировался в Ил-76. Надо было отдышаться, прийти в себя после удовольствий возгонки в "медных трубах".
От показа к показу рос интерес к выступлениям "Русских витязей". Мастерство и зрелищность выступлений наших ребят, мощь и возможности наших самолетов оценили и коллеги, и простые зрители, и потенциальные противники... На заключительный показ в Финингри собралось уже 100 тысяч ценителей авиации.
В Англии у нас даже выходной день был. Нас отвезли в Лондон, где мы часа три-четыре осматривали достопримечательности центра города.
Хозяева добросовестно отработали наш прием, встречали искренне, показухи я не ощутил. Пора собираться домой. Мы тоже свое дело сделали.
Перед вылетом главе делегации передали благодарственное письмо Её Величества. Королева-мать высоко оценила мастерство "Русских витязей" и результаты визита подразделения. После такого отчет о командировке превращается в препроводительную к письму Её Величества.
Тогда мне показалось, что народная дипломатия эффективно работает на всех, даже очень высоких уровнях. Но со временем многое видится и воспринимается по-другому.
Если заглянуть в Историю, то выясняется, что совсем недавно Великобритания владела 22% мировой территории, и каждый четвертый житель земли подчинялся Соединенному королевству. Веками Британия захватывала колонии, безжалостно заливая кровью, подавляла сопротивление, стравливала народы, разделяла и властвовала, вывозя богатства в метрополию. Распад империи и утрата могущества начались после 1919 года. Современная внешняя политика Великобритании не оставляет сомнений в жгучем желании элиты восстановить утерянное.
Народная дипломатия убеждает лишь в том, что патологическая жадность и зависть верхушки очень далеки от жизни и интересов обычных людей. Но и такое сближение было остановлено, а жаль. Летчики в любой области могут сделать очень многое. Эта профессия выковывают удивительные характеры. Небеса не шутят, жадные в небе не приживаются и быстро сбегают (если успевают).
В ходе повествования могло показаться, что я хорошо знаю язык. Нет, это осталось мечтой. Мой английский весьма беден, и в перевод могут вкрасться отдельные неточности, но правильность передачи смысла гарантирую.
Многие детали выветрились за прошедшую четверть века, но это не беда. В памяти остались, по-моему, достойные внимания эпизоды. Важно не сильно привирать и не путать со схожими событиями, происходившими в других странах или в другое время.
Продолжение: