Расскажу о секретах съемок, которыми поделились на Мосфильме.
Вы обращали внимание, что в большинстве фильмов и практически во всех сериалах не показывают потолки помещений?
Причем неважно, где разворачивается сюжет: в квартире героев, в отделении милиции/полиции, в рабочем офисе, в магазине… Чем дешевле съемки картины – тем реже показывают потолки, а то и вовсе их нет. Только «наша крыша – небо голубое, наша счастье – жить такой судьбою!», и то больше на словах, а не в кадре.
Когда я была на экскурсии на Мосфильме, там нам раскрыли этот кино-секрет. Оказывается, все дело в том, что потолки во время съемок… просто уже заняты. На них пристроена осветительная аппаратура.
В старые годы в кино потолков вообще не было.
Киноведы признают одним из прорывных фильмов в этом плане американского «Гражданина Кейна». Его сняли в 1941 г. и это был чуть ли не самый первый фильм, где зрители вполне подробно увидели потолок.
Не сказать, чтоб зрители так уж тщательно этот вопрос отслеживали. Вот вы, уважаемые читатели моей статьи, наверняка ведь до сего момента и не задумывались: что там такое с потолками в кино?
А между тем, искусство кино во многом складывается из мелочей, над которыми работают, порой буквально бьются многие сотни специалистов, но на которые простые зрители даже не обращают внимание.
И кинематограф также во многом развивается именно благодаря постепенному усовершенствованию разного рода мелочей: вот Сергей Эйзенштейн в своем «Броненосце «Потемкине»» покрасил флаг в красный цвет… вот впервые поставили не немой, а звуковой фильм… а вот кто-то начал показывать в кадре потолки...
В «Гражданине Кейне», снятом режиссером Орсоном Уэллсом, когда ему было всего 25 лет, во многом примечательна работа оператора Грегга Толанда.
Это сейчас подобные трюки не в новинку. А в 1941 г. было чуть ли не революцией (увы, оцененной лишь узкими специалистами):
- с помощью широкоугольных объективов выстраивать интересные глубинные кадры;
- использовать так называемый короткий фокус;
- снимать сюжет и с верхней, и с нижней точки;
- применять внутрикадровый монтаж;
- достигать любопытных монтажных переходов;
- наконец, показать в кадре потолок. Это было новшеством для кинематографа. Памятуя уроки Джона Форда, режиссер говорил оператору: «Снимай каждый эпизод целиком, не делай ничего другого».
Более того. В старых фильмах практически не было также неба. Нет, в принципе, конечно, его показывали. Но издалека, ненадолго и, как бы сказали мы сейчас, невнятно.
Более подробно небо стало появляться в кадре позже. А до этого над головами актеров во время съемок летали камеры и зависала разная аппаратура.
Как правило, некий отчетливый верх над головами актеров в кадре появлялся либо в масштабных и отдаленных съемках, либо когда на этом специально надо было заострить внимание по сюжету.
И в этом случае особо показателен фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Его снимали в середине 1960-х гг. и условный верх над головами актеров в нем уже мелькал.
Так, с одной стороны, масштабные батальные сцены снимались издалека. Поэтому, разумеется, непосредственно над головами многочисленных статистов-солдат аппаратура в кадре не болталась. Стало быть, небо над воюющими видно – тоже издалека, как и сами сражающиеся.
С другой стороны, главные герои то и дело вглядывались в небо – по замыслу Льва Толстого, великого религиозного мыслителя (пусть и своеобразного толка, из-за чего его и отлучили от церкви). То Пьер Безухов смеялся, что его, великана, в ничтожном сарае «замуровали»; то Андрей Болконский поражался величию неба; то Николай Ростов любовался облаками…
Если же натуру (природу) в старых фильмах воссоздавали в павильонах, то там, соответственно, неба, как правило, не было.
Кстати, это один из недостатков, проявившихся при окрашивании черно-белых фильмов в яркие цвета.
В наши дни стали просто повально делать цветными классические черно-белые картины. И не всегда зрители и кино-специалисты довольны полученными результатами.
Помимо прочего, есть такой просчет.
В черно-белых фильмах не было заметно отсутствие пресловутых потолков и неба. Зрителю даже в голову не приходило заинтересоваться, например, тем, какая люстра висит в комнате персонажа. А тому, что на небе светит солнышко, публика верила, что называется, «на слово», не видя самой «звезды по имени Солнце».
В фильмах же, которым сменили ориентацию цветовое оформление, стало как-то особенно очевидно отсутствие чего-нибудь сверху, будь то потолок, крыша или небо.
В наши дни чисто технически снимать потолки несложно. Но это более затратно, чем обходиться вовсе без них. Поэтому уже по такому мелкому критерию, как наличие/отсутствие потолков, можно догадаться о бюджете, а также о степени проработанности фильма.
Вот такие тонкости-хитрости-секреты кино.