Найти тему
Юрий Пашолок

Мостоукладчик из безнадежного английского "крейсера"

История создания и применения Covenanter Bridgelayer, единственной версии данного танка, которая всё же повоевала

В истории практически любой танкостроительной державы есть боевая машина, о которой там стараются не вспоминать. Обычно такого забвения удостаивается танк, который приняли на вооружение, запустили в серию, но он оказался настолько неудачным, что использование его в бою не представлялось возможным. Бывали случаи, когда такие неудачники даже доезжали до поля боя, но по ряду причин боевые характеристики оказывались далеко не на высоте. Имеются таковые боевые машины и в английском танкостроении, причем у англичан есть, из чего выбирать. Например, есть Infantry Tank Mk.I, крайне спорная боевая машина, чей боевой дебют превратился в катастрофу. После Арраса и Дюнкерка этот танк более никогда не направляли на фронт, дальше учебных подразделений, где он довольно быстро оказался заменен, путь Infantry Tank Mk.I оказался заказан.

Серийный Covenanter Bridgelayer.
Серийный Covenanter Bridgelayer.

Существовал, впрочем, еще один английский танк, который оказался гораздо более массовым, чем Infantry Tank Mk.I, но на его фоне предшественник выглядит очень даже неплохо. Речь идет о Cruiser Tank Mk.V, более известном как Covenenter. У этой боевой машины есть особенность, которая ее совсем не красит. Covenanter стал самым массовым из не воевавших танков. Всего была построена 1771 машина данного типа, причем основной объем выпуска пришелся на время, когда уже стало понятно - на фронт отправлять этот кипятильник на гусеницах нельзя. Попытка поставить оппозитный двигатель DAV разработки Henry Meadows превратилась в кошмар. Для снижения высоты корпуса систему охлаждения разместили так, что она попросту не обеспечивала нормальный тепловой режим. На всё это наложилось еще и то, что танк создавали в спешке, запуская в производство еще до отработки опытного образца. В результате испытания первого серийного танка оказались кошмаром. После 50 минут езды температура воды в его системе охлаждения достигла 75 градусов Цельсия, а спустя 2,5 часа она поднялась до запредельных 177 градусов. То есть система охлаждения попросту вскипела. Также танк страдал массой механических проблем. По ходу производства систему охлаждения отчасти удалось привести в чувство, а надежность существенно повысилась. 4 танка даже отправили в Северную Африку. Но это было уже поздновато, да и там они попросту сломались.

Испытания опытного образца мостоукладчика в конце 1941 года.
Испытания опытного образца мостоукладчика в конце 1941 года.

Крайне сложная ситуация с техническим состоянием Covenanter не означало, что выпуск танка остановят. Даже в таком "сыром" виде он был лучше, чем вообще ничего. Кроме того, его собрат, Crusader, на практике если и отличался в лучшую сторону, то не сильно. Поэтому Covenanter являлся танком-резервистом, который строился на случай возможного вторжения в Англию, а также в качестве учебной машины. Даже такой ненадежный, он всё равно выглядел лучше Cruiser Tank Mk.I-Mk.IV, которые к осени 1941 года являлись не более чем мишенями на поле боя. Кроме того, даже столь ненадежное, поначалу, шасси вполне можно было использовать и для других задач, нежели по прямому назначению. В этом смысле англичане поступили рационально. Стремительно устаревающие, либо неудачные шасси они часто использовали как базу для специальной техники, прежде всего инженерной. Cruiser Tank Mk.V в этом списке стал первым. В начале 1941 года, для нужд Королевских Инженерных Войск был разработан 30-футовый (9-метровый) мостоукладчик No.1 Scissors Bridge. Это стало продолжением работ, начатых еще в Первую мировую войну. Изначально базой для мостоукладчика предполагался Cruiser Tank Mk.II, но довольно быстро стало понятно, что идея эта неправильная. По надежности этот танк не сильно отличался от Cruiser Tank Mk.V, да и возможности по нагрузки оказались крайне скромными. Поэтому уже вскоре выбор пал на шасси танка, который с сентября 1941 года стал именовать Covenanter.

Формально грузоподъемность моста составляла 24 тонны, по факту 30.
Формально грузоподъемность моста составляла 24 тонны, по факту 30.

Мостоукладчиками, к тому времени, занимались в ряде стран, а немцы еще и применили их в мае-июне 1940 года. Вполне возможно, что это стало одной из причин повышения активности по теме, которая у англичан некоторое время находилась почти на нуле. Надо сказать, что в подавляющем большинстве стран к мостоукладчикам подход выглядел одинаково. На шасси танка, с которого убирали башню, монтировали колейный мост, а также оборудование, с помощью которого его устанавливали. Длина моста обычно составляла 9-10 метров, этого вполне достаточно, чтобы перемахнуть через широкий ров. Имелись и более крупные конструкции, вроде Brückenleger IV s, но выпускались они в единичных количествах. Раскладной мост на Brückenleger IV s годился только для пехоты, танки же по нему двигаться не могли. Поэтому их построили всего 4 штуки, причем довольно быстро шасси сломались. Англичане же сконцентрировались на наиболее необходимой версии. Да и подход выглядел оригинальным. 30-футовый No.1 Scissors Bridge предполагал колейный мост, который, в походном положении, складывался пополам. Это значительно сокращало длину машины, что являлось большим плюсом. Общая масса колейного моста составляла 3250 кг, а грузоподъемность - 24 тонны. Кстати говоря, 30 футов - это на самом деле рабочая длина моста. Полная была больше - 10,2 метра. Кроме того грузоподъемность в 24 тонны была рабочей, на практике пределом являлось 30 тонн. То есть использовать его могли все английские танки того периода, кроме Churchill.

Советская военная миссия на полигоне в Фарнборо, сентябрь 1943 года.
Советская военная миссия на полигоне в Фарнборо, сентябрь 1943 года.

Новинкой очень быстро заинтересовались в бронетанковых войсках. Еще до постройки первого мостоукладчика у инженерных войск его, так сказать, отобрали. Теперь мостоукладчики предполагалось иметь в составе бронетанковых дивизий. Первый образец Covenanter Bridgelayer был готов к концу 1941 года, после чего его отправили на испытания в Фарнборо. Боевая масса машины составила 19,25 тонн, то есть где-то на тонну больше базового танка. Экипаж машины составил 3 человека. В качестве базы был использован опытный образец A13 Mk.III, который одновременно служил стендом для различных доработок. Надо сказать, что к концу 1941 года частично перегрев системы охлаждения удалось победить, как и ряд других поломок. Также, в связи с увеличившейся массой, подвеску передних опорных катков усилили путем установки дополнительных пружин. Максимальная скорость танка составила 32 км/ч по шоссе, а по проселку он двигался со скоростью 19 км/ч. Конечно, о том, что это высокая скорость, не скажешь, но зато машина показала себя вполне надежно. В ходе испытаний она прошла 722 км по шоссе и 102 км по проселку. Что не менее важно, даже в самом напряженном режиме работы температура масла не поднималась выше 66 градусов по Цельсию, а воды в системе охлаждения - выше 47 градусов. Естественно, надо учитывать, что дело было в конце 1941 года, но как раз за год до того танк изображал из себя кипятильник на гусеницах.

Процесс возвращения моста в походное положение. На это требовалось 15 минут.
Процесс возвращения моста в походное положение. На это требовалось 15 минут.

Испытания показали не только надежность работы шасси, но и удовлетворяющие характеристики работы системы укладки колейного моста. Танк подходил к точке сброса, упирался передней опорой в грунт, после чего мост укладывался вперед, одновременно раскладываясь. Как показала практика, система установки моста позволяла поставить его, не выходя из машины, за 2,5 минуты. При установке допускался боковой крен до 6 градусов. В случае, если мост ставился без крена, обратно мост складывался за 15 минут, при этом требовалась работа двух членов экипажа. Но это тепличные условия, на практике всё равно происходил перекос, особенно после того, как по мосту проходила техника. Поэтому требовалась помощь 4-6 человек, складывался мост за то же самое время.

Мостоукладчик вызвал у советской делегации повышенный интерес.
Мостоукладчик вызвал у советской делегации повышенный интерес.

Естественно, имелись кое-какие проблемы, в том числе и ухудшившийся обзор с места механика-водителя. Другой вопрос, что схема работала надежно, в командовании бронетанковыми войсками это оценили. В январе 1942 года последовал заказ на переоборудование 335 Covenanter II в мостоукладчики, эти машины предполагались для использования в частях, вооруженных крейсерскими танками. Для частей с пехотными танками предназначались мостоукладчиками на базе Valentine. Правда, уже вскоре заказ урезали. Дело в том, что Churchill не мог использовать данные мосты, поэтому был разработан 30-футовый No.2 Scissors Bridge. Он был не раскладным, зато грузоподъемность составляла 40 тонн. В результате мостоукладчики для частей с крейсерскими танками теперь делались на базе Valentine, а для частей с пехотными танками - на базе Churchull. Это едва не стало причиной отмены выпуска Covenanter Bridgelayer, но позже машине дали зеленый свет. Правда, при этом существенно урезав объемы выпуска. На практике в данную версию переделали 95 Covenanter II и Covenanter IV, занимался этим завод English Electric, главный производитель данных танков. Вся партия была готова к самому концу 1942 года. Позже еще 5 танков, своими силами, переделали австралийцы.

Система установки колейного моста.
Система установки колейного моста.

Covenanter Bridgelayer оказался единственной версией данного танка, с которой удалось познакомиться советским военным специалистам. Случилось это 28 сентября 1943 года в Фарнборо. Для демонстрации были предоставлены мостоукладчики на базе Valentine и Covenanter. При этом Valentine Bridgelayer сломался, а вот машина на базе бывшего "кипятильника" сработала как часы. По итогам демонстрации был составлен отчет, который является едва ли не самым подробным документам по работе этих мостоукладчиков. Помимо описания, туда вошла информация и по структуре применения машин данного типа. Мостоукалдчики сводились в роты по 10 машин в каждой, такая рота прикреплялась к бронетанковой дивизии. Впрочем, на самом деле в Европу Covenanter Bridgelayer почти не попали. Тем не менее, кое-где они всё же засветились. Например, в 1-й Чехословацкой Танковой Бригаде числилось 2 таких танка. Так что в Европе эти машины всё же оказались.

Внутреннее оборудование, которое разместили вместо башни.
Внутреннее оборудование, которое разместили вместо башни.

Не менее интересно то, что оказались эти машины и на другом краю земного шара. 13 танков данного типа оказались в Новой Зеландии. В бой они так и не пошли, но их служба растянулась на долгие 15 лет. Последние танки данного типа списали в 1958 году, то есть они умудрились пережить почти все "крейсера". 12 новозеландских Covenanter Bridgelayer сдали в металлолом, а один дожил до наших дней. Еще более бурной оказалась судьба австралийских Covenanter Bridgelayer. Во-первых, как уже говорилось выше, 5 машин переделали в мостоукладчики на месте. Во-вторых, они умудрились повоевать на Бугенвиле летом 1945 года. Все машины (общее число гуляет от 8 до 11 штук) свели в специальный эскадрон, действоваший в составе 4-й бронетанковой бригады. Боевой дебют австралийских мостоукладчиков состоялся 2 июня 1945 года, а воевали они до 24 июля, когда боевые действия прекратились. Два мостоукладчика дожили до наших дней. С учетом того, насколько неудачным оказался базовый танк, судьба Covenenter Bridgelayer сложилась на порядок лучше. И это совсем не исключение из правил. Еще интереснее складывалась судьба Crusader, Valentine и других машин, которые весной 1943 года убрали с первой линии. Машины на их базе использовались гораздо шире.

Список источников:

ЦАМО РФ

A13 Cruiser Mk.V Covenanter A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publications, 2014

thinkdefence.co.uk

lancers.org.au

mapleleafup.net

Другие статьи по английским и средним крейсерским танкам:

Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D, первые танки Vickers для продажи за рубеж

История Cruiser Tank Mk.III, первого английского полноценного крейсерского танка

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц