Привет, друзья!
Я, Евгения и вы на канале «Читающий хомяк»
Прежде, чем читать то, что вам, возможно, будет не интересно, спросите себя, нравится ли вам фэнтези, как жанр? Знакомы ли вы хоть с одним произведением в этом жанре? Если на оба вопроса вы ответили положительно, советую ознакомиться со статьей.
Итак, перед вами обзор на часть цикла, написанного американским писателем Брендоном Сандерсоном. Называется цикл «Архив Буресвета» В нем по задумке автора будет 10 книг, пока вышло 4, на русский переведено 3, очередную книгу ждем осенью этого года.
Что же такого особенного в этом цикле по моему убеждению?
👆Главное - это история, которую можно читать в любом возрасте. Здесь нет тем для взрослых, а убийства описываются так, как у Вальтера Скота или Александра Дюма👆
Уникальный мир
Большая часть обитателя Рошара, где и происходят все события, живет в мире, где свирепствуют великие бури. Эти бури буквально сметают все на своем пути. Из-за бурь на Рошаре выросли особенные растения. Стебли травы и цветы накануне бури втягиваются в трещины в земле, листья деревьев прячутся в ствол, иногда в расщелину прячется и само дерево.
На Рошаре почти нет лошадей. Эти животные считаются уникальными, приобрести их может позволить себе только князь или король. Вместо лошадей используют других животных, но они не столь быстры. Редкостью на Рошаре также являются куры и клубника😵
Но главная уникальность этого мира состоит в том, что люди делят его не с привычными гномами, эльфами и прочими, а с расой очень похожих на них существ, называемых паршенди. У паршенди лицо и тело человека, но отдельные участки кожи покрыты панцирем, как у черепахи или броненосца, например. Сами себя паршенди называют слушателями. Подобное деление мира между двумя расами встречается у Раймонда Фэйста, но у него все же были и эльфы, и гномы.
В этом мире нет привычной магии и технологии. Но само волшебство есть, только творят его при помощи драгоценных камней, являющихся одновременно и сердцами местных животных, а также при помощи спренов. Вся магия держится на бересвете – особом виде энергии, которым заряжаются сферы с камнями во время Великой бури.
Спрены – бестелесные сущности, зависящие от эмоций человека. Так, если человеку больно появляется спрен боли, если он выиграл битву – спрен славы, если ему неудобно – спрен стыда. Есть спрены гнева, гниения, радости, ветра, дождя и т.п. Спрены не вступают в контакты с людьми, но могут общаться между собой. Их невозможно прогнать или убить, можно только изменить свое отношение к ситуации (эмоцию) и они сам исчезнут.
В описываемой Сандерсоном части мира идет война. Воюют с паршенди, которые некогда, 6-7 лет назад, нарушили слово и убили местного короля. Сын убиенного жаждет мести, а его придворные наживы, без которой не обходится ни одна война.
Положение женщин
Во многих фэнтези книгах женщины либо воительницы, либо бесправная часть человечества. Здесь все по-другому. Женщин воинов нет, но сами женщины не бесправны, фактически все мужчины поставлены в зависимое от них положение, поскольку только женщины умеют читать, а значит, могут рассказать, как изготовить ту или иную вещь, сообщить вести с поля боя, присланные на бумаге. Мужчинам читать не позволяет религия. Это не их работа. Они могут только воевать и выращивать растения, животных.
Интересно, что подобное разделение на мужские и женские занятия присутствует повсюду. У мужчин своя пища, у женщин своя. Мужчинам положено есть острый соус, а женщинам только сладкий. Одна рука женщины всегда прикрыта рукавом.
Особое оружие – осколочные клинки
Оружие столь же уникально, как и мир. Есть определенный вид воинов, называющих себя осколочниками. Они владеют мечами и доспехами, сделанными из особого материала. Этот материал позволяет осколочнику без риска для жизни выдержать нападение нескольких десятков людей. Меч никогда не затупляется и никогда его нельзя сломать. Использовать чужой меч пока жив его хозяин можно только с разрешения последнего. В противном случае меч просто исчезает из рук, например, воришки. А еще это оружие само восстанавливает себя. Если кольчуга повреждена, то с помощью буресвета она сама себя восстанавливает. Для получения нового шлема достаточно иметь всего лишь один кусочек от старого. При этом из других кусочков также можно вырастить новый шлем (тут не понятно, почему просто не разбить кольчугу, например, на десять частей и из каждой не вырастить новую).
Простые воины (большинство), не владеющие клинками, сражаются оружием из металла – мечами, копьями, а также хорошо управляются смерти луком и стрелами.
Позже на фоне вырисовываются особые воины – сияющие рыцари. Но о том, кто они такие лучше узнать из книги.
Быт – порабощение другой расы, отсутствие машин
Рошар велик, потому в разных его частях ведут быт по-разному. Но на Расколотых равнинах, где происходят основные события первых двух книг, люди живут в каменных домах, высеченных в скалах или воздвигнутых при помощи армии. Солдаты обитают в каменных казармах. Среди людей процветает рабство. Рабами является отдельная ветвь паршенди, называемая паршунами. Также в рабство обращают и других людей.
Машин и каких-либо сложных механизмов у обитателей Рошара нет, все за них выполняют магия или рабы. Передвигаются на вьючных животных.
Уклад в целом похож на уклад средневековой Франции или Англии. Во главе государства – король. Существует несколько мирно сосуществующих государств, некоторые даже морские. Есть знать и есть те, кто ей обязан подчиняться. Интересно, что владение осколочными клинками и доспехами автоматически причисляет человека к знати. У него даже меняется цвет глаз – становится светло-зеленым, светло-желтым или светло-голубым, как и у всех представителей знатного вода. Встретив человека со светлыми глазами, вы сразу понимаете, что перед вами кто-нибудь важный.
Книги
Всего книг в цикле «Архив Буресвета» теперь уже четыре:
1. Путь королей.
2. Слова сияния.
3. Давший клятву.
4. Ритм войны.
Персонажей много, но основные в первых двух книгах ( именно их истории читателю рассказывают подробно) – это:
1. Каладин. Сын лекаря, ушедший на войну вслед за малолетним братом. Он благородный, очень умный и преданный идеалам. Его цель – защитить всех людей, которых он любит и тех, что не любит тоже. Вот такой герой!😵 Этот персонаж мне в книге нравился всегда, он именно такой, каким по моему представлению должен быть благородный рыцарь. Каладин трудолюбив, не хвастлив, не стремиться к власти, умеет сопереживать и сочувствовать людям, хорошо относится ко всем живым существам, абсолютно толерантен к представителям других рас и религий, смел до безрассудности, смекалист, удачлив. При всем при этом этот удивительный набор положительных качеств не делает юношу богом. Он всегда остается человеком, а значит, испытывает такие чувства, как злость, гнев, обида, разочарование, ненависть и тоска. Единственный минус в характере Каладина – он слишком ответственный, не умеет расслабляться, обо всех беспокоится, а о себе забывает, оттого постоянно ходит мрачным. Он герой первой книги.
2. Шалан. Девушка из знатного, но растратившего свои богатства рода. Единственным шансом спасти ее семью от полного уничтожения является кража. Шалан должна украсть фабриаль (магическую сферу). Для этого ей нужно стать ученицей самой известной женщины королевства, что почти невозможно. Вот этот персонаж иногда мне не нравился, прежде всего, потому что у девочки не всегда мозги находятся там, где надо. Нет, она умна и находчива, добра и совсем не честолюбива, просто страдает от прогрессирующего психического расстройства личности. Любопытно, как она закончит свое существование, что, скорее всего, случится в четвертой книге. Очевидный плюс персонажа Шалан – это острый язык девушки и ее оптимизм. В большинстве случаев она находит слова поддержки для всех, кто в них нуждается. А еще девушка умеет рисовать, нет не так, она чрезвычайно талантлива. Шалан – главная героиня второй книги.
3. Далинар. Великий князь, дядя молодого короля. Умный, благородный, но большой любитель сражений, не слишком хороший дипломат, совсем не разбирается в людях. Далинар – основной персонаж третьей книги.
4. Адолин и Ренарин. Сыновья Далинара. Адолин мне очень нравится, он такой же, как Каладин, но лишенный его мрачности. Вся мрачность ушла брату. Ренарин умный, но слабый телом, слишком слабый для мужчины, из-за чего подвергается осуждению, хоть и скрытому в силу его положения. Мужчине из благородных положено быть воином, а не писцом. К счастью, у Ренарина замечательные родственники, они действительно его любят и уважают, не дадут в обиду. Но Ренарин и сам мечтает стать воином. Понимание того, что это не очень то и возможно, знатно отравляет его жизнь,
В третьей книге появляется герои из числа паршенди, а четвертая и вовсе будет рассказываться от имени одной из представителей расы.
В мире, где обитают перечисленные персонажи, идет война и собственно военные и политические интриги изначально связывают их вместе, несколько позже читатель понимает, что дело не в стечении обстоятельств, а в играх высших сил.
Мне книги напомнили «Властелин колец». Хоть мир и другой, но герои одержимы той же благородной целью – спасти человечество от страшного врага. При этом они объединяют все силы, учатся прощать друг друга и доверять друзьям. И если у Толкина было 9 защитников кольца, то у Сандерсона мы встречаем 9 сияющих рыцарей (их, правда, было 10, но судьбу десятого автор пока не поведал).
Каладин, которому едва исполнилось 17 лет, отправляется вслед за братом на войну. Его цель – защитить братишку, который в силу возраста не должен был попасть в армию. Но определенные обстоятельства препятствуют благородной цели, и в следующий раз читатель встречает юношу с рабским клеймом на лбу в отряде смертников.
Вместе с товарищами ему предстоит носить на своих плечах тяжелый деревянный мост, который необходим для того, чтобы армия могла переходить через ущелье, разделяющее несколько плато. Мост нужно тащить очень быстро под огнем противника. В каждом мостовом расчете около 35-40 человек, четверть из которых погибает во время вылазки. Такая участь ожидает и Каладина, в связи с прошлыми событиями парень подавлен и не хочет жить. Но что-то есть у него внутри, что-то такое, что сотворяет чудо, наделяет героя новыми силами и призывает ему на помощь удивительного спрена, не оставляющего юношу ни на минуту одного, что со спренами в принципе не случается. Именно с появлением спрена на Расколотых равнинах разворачивается удивительная история, с участием мертвых богов и героев, а также армий коварных паршенди.
Каладину и его новым друзьям придется решиться на нечто большее, чем путешествие с кольцом. Им придется возродить орден павших рыцарей и убедить весь мир в том, что это того стоит. При этом главная трудность состоит не в силе убеждения, которой герой обладает в полной мере, а в отсутствии у Каладина одного очень важного свойства – светлых глаз. Наш герой темноглазый, а значит, все, что он делает в первых книгах, упирается в отсутствие у него права на власть.
Все герои книг Сандрерсона, в том числе и второстепенные, мне безумно понравились, некоторые чуть больше, например, тот же Адолин, другие меньше, как Садеас (главный антогонист первых двух книг). Но ни один из героев не остался в тени. Если писатель зачем-то вводит персонажа в повествование, значит, этот персонаж сыграет важную роль. Арку персонажа и тот самый пресловутый крючок, на который каждому автору хочется подсадить читателя, Сандерсонц удалось создать удивительно правильно. Я купилась, с удовольствием буду знакомиться и с другими его произведениями.
Первые две книги вышли очень динамичными, в третьей больше размышлений и философии, но в целом она получилась ничуть не хуже предыдущих, просто героям пришла пора остановиться и подумать над своими дальнейшими действиями. И остановка эта является остро необходимой. Поскольку почти все тайны раскрыты, все непонятное стало понятнее. Осталось только решить, что делать с новоявленным знанием.
Несмотря на огромный объем, цикл читается на одном дыхании, слегка притормозить придется только на третьей части. Но я уже с большим нетерпением жду перевода четвертой, мысленно уже в октябре или в ноябре, когда нам обещали перевод.
Книги я, конечно же, рекомендую всем любителям фэнтези, это прямо 5+ из 5 НО, если вы ожидаете что-то в духе Мартина или Сапковского, то проходите мимо. это скорее Толкин.😉