(Mк. 10:13-31)
Этот отрывок повествует о двух хорошо известных нам событиях. Первое событие - это благословение Иисусом детей; второе - история с богатым молодым правителем.
Несмотря на то, что Марк связывает эти два случая вместе, проповедники почти никогда этого не делают. Мы чаще всего говорим о них в разных проповедях. Но эти два события составляют единое целое. Они прекрасно сочетаются друг с другом. Из них мы можем узнать кое-что о том, что могут сделать с нами богатство, достаток и собственность.
I. ИЛЛЮСТРАЦИЯ (10:13-16)
Рассказ о благословении детей начинается в Mк. 10:13:
«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (ст. 13-16).
Художники любят изображать эту сцену из жизни Иисуса. Если у вас есть немного фантазии, вы можете мысленно представить, как это выглядело: Иисус в окружении детей, мальчонка ерзает у Него на коленях, а застенчивая девочка стоит рядом с Ним и задумчиво смотрит Ему в глаза.
Это действительно прекрасная сцена. Она многое говорит нам о Самом Иисусе. Иисус любил детей, и дети тянулись к Нему. Он просто не мог быть суровой, мрачной, безрадостной личностью. Скорей всего, Его отличали непринужденная улыбка и счастливый смех.
Марк пишет, что люди приводили своих детей к Иисусу, а ученики выговаривали им за это. В Библии не уточняется, почему ученики упрекали этих людей, но, по-видимому, они полагали, что родители должны были держать своих детей на расстоянии от Иисуса и избавить Его от досадной необходимости говорить с ними и прикасаться к ним. Но Иисуса возмутили их действия. Он сделал им за это строгий выговор (ст. 14, 15):
«Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».
Иисус не уточнил, какие именно качества детей Он имел в виду, когда произносил эти замечательные слова. Исследователи проводят не один день в жарких дискуссиях о том, какие же характерные особенности маленьких детей мог подразумевать Иисус, когда делал такое замечание. Честно говоря, Он оставил нам самим определить эти качества посредством наших собственных наблюдений за детьми.
Три качества, которыми обладает каждый ребенок, делают детей совершенной иллюстрацией мысли Иисуса относительно тех, кто сможет войти в Божье царство. Первое и самое очевидное качество заключается в том, что они удивительно просты. У детей в своей массе нет комплексов. Они прямо формулируют самую суть вопроса. Ребенок подойдет к вам и спросит: “Почему у тебя такой смешной нос?” или “Почему у тебя такие большие уши?” или же "А почему ты такой толстый?” Он без обиняков сразу спрашивает о том, что хочет узнать. Он прост, не отягощен никакими комплексами и прямолинеен. А это, как хотите, может быть истинной добродетелью.
Кроме того, детей легко научить чему бы то ни было. Каждый ребенок хочет познавать. Дети осознают, что им нужны помощь и наставление, и поэтому открыты, гибки и легко поддаются формированию.
Каждый ребенок по природе доверчив, если только вы не научите его быть другим. По своей природе ребенок отзывчив. Дети откликаются на то, чему их учат, и делают это с готовностью и незамедлительно, так как доверяют тому, кто их учит.
По крайней мере, эти три качества имел в виду Иисус, когда говорил, что не принявший царство Божие так, как принимает ребенок, не войдет в него.
II. ДЕМОНСТРАЦИЯ (10:17-23)
В 10:17 Марк говорит: “Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Мы называем этого человека богатым молодым правителем (см. Мф. 19:20; Лк. 18:18). Чтобы узнать, что это был за человек, нам нужно свести воедино все то, что сказано о нем в трех Евангелиях. В трех Евангелиях, в том числе и от Марка, говорится, что он был богатым. Матфей пишет, что он был молодым, а Лука - что он был из начальствующих. Вот и получается, что он был богатым молодым правителем.
Обратите внимание, как он подошел к Иисусу. Он подбежал и упал к Его ногам. Это поистине удивительная картина: молодой, богатый, аристократ - бежит к Иисусу и бросается в ноги этому нищему пророку из Назарета, перед которым в тот момент уже маячит распятие! Первый же вопрос молодого человека - “Учитель благий! Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?”
Видно, что этот молодой человек уже ранее был знаком с Иисусом. Возможно, он был среди тех людей из Mк. 10, которые слушали ответ Иисуса на вопросы фарисеев о разводе. Возможно, он видел, как Иисус благословлял детей. Может быть, он также присутствовал, когда Иисус упрекал учеников за их вмешательство и говорил: “Пока не станете такими, как эти дети, можете выкинуть из головы мысль о том, чтобы войти в Божье царство".
Что-то пробудилось в сердце этого молодого человека, когда он слушал все это. Увидев, что Христос собрался уходить, он подбежал к Нему, упал перед Ним на колени и, по сути, сказал: “Ну ладно, Иисус, а как? Как можно войти в Божье царство? Ты сказал, что если я не стану таким, как эти дети, я не смогу войти в него. И вот я спрашиваю Тебя, как это сделать? Что я должен сделать, чтобы унаследовать жизнь вечную?”
Читающий этот отрывок не может не заметить, что этот молодой правитель, кем бы он ни был, обладал, по крайней мере, первым из тех качеств, которые присущи детям. Он тут же перешел к самой сути. Он остро почувствовал необходимость и поэтому не стал ждать. Он обратился к Иисусу прямо и открыто, сформулировав то главное, что лежало у него на сердце, не ходя вокруг да около: “Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” (ст. 17).
Обратите внимание на ответ Иисуса в стихе 18: “Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог”. Этот ответ ставит в тупик многих людей. Исследователи расходятся во мнениях о том, как понимать эти слова. Более либеральные толкователи полагают, что это тот случай, когда Иисус категорически заявляет: "Я не Бог, и вы не должны обращаться ко Мне, как к Богу”. Они рассуждают приблизительно так: Иисус сказал: "Почему ты называешь Меня благим? Только Бог благ. Я не благ. Чтобы быть благим, я должен быть Богом. Я не Бог. Поэтому я не благ, и ты не должен называть Меня Благим Учителем”. Я не верю, что Иисус имел в виду именно это. На самом деле Иисус хотел сказать этому молодому человеку следующее: “Молодой человек, ты назвал Меня благим. Благим Учителем. А знаешь ли ты, что в действительности значит благой? Знаешь ли ты, что никто не благ, кроме Бога? Понимаешь ли ты скрытый смысл того, что сказал Мне? Осознаешь ли, что, назвав Меня благим, ты назвал Меня Богом?” Такое толкование соответствует всему тому, что мы слышим от Иисуса в Евангелиях о Себе.
Совершенно очевидно, что Иисус испытывал этого молодого человека; Он хотел пронаблюдать, хочет ли он вдумываться и познавать. Иными словами, Он хотел уяснить для Себя, обладает ли этот молодой человек второй характерной особенностью, свойственной детям, - в частности, восприимчив ли он к учению. Иисус как бы спрашивал: “Можно ли тебя научить? Хочешь ли ты докопаться до скрытой сути вопроса, который сам же Мне задал? Готов ли ты допустить в свое сердце мысль, что Я действительно могу быть Богом?”
Затем Иисус попытался проверить, обладает ли он еще одним качеством, свойственным детям. Он сказал: "Доверяешь ли ты Мне настолько, чтобы сделать то, что Я велю?” В стихе 19 читаем: “Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать". Молодой богач ответил: “Учитель! Все это сохранил я от юности моей” (ст. 20). Заметьте, что Иисус не сказал этому молодому человеку: “Что-то не верится, что ты честен со Мной. Думаю, ты что-то утаиваешь от Меня. Я просто не верю, что ты соблюдаешь все эти заповеди с детства". В описании этого случая нет ни намека, чтобы Иисус указал молодому человеку на то, что тот приукрашивает собственную персону. Иисус просто принял его ответ и больше не возвращался к этому вопросу.
Неудивительно, что в следующем предложении Марк говорит: “Иисус, взглянув на него, полюбил его...". Перед Ним стоял открытый, красивый, нравственно чистый, превосходный, послушный молодой человек. Иисус, посмотрев на него и услышав его ответы, полюбил его, потому что этот человек действительно обладал теми качествами, которые позволяли ему войти в царство небесное.
Иисусу оставалось сказать ему еще кое-что:
«Одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (ст. 21, 22).
Иисус говорил ему: “Молодой человек, ты действительно обладаешь качествами, которые необходимы для того, чтобы войти в царство Божие. Ты откровенен. Ты прямолинеен. Ты честен. Ты восприимчив к учению. До сих пор ты был послушен. Посмотрим, какие из этих качеств ты сохранишь в себе. По-прежнему ли ты готов повиноваться? По-прежнему ли ты готов верить Мне? Готов ли ты доверять мне настолько, чтобы выполнить еще одно повеление? Как далеко ты готов зайти? Иди и продай все, что у тебя есть, раздай деньги бедным, а затем возвращайся и следуй за Мной”. Иисус знал, что помочь этому молодому человеку можно было, только сокрушив его. Иисус затронул самую суть проблемы молодого человека - его богатство. По сути, Иисус поставил его перед основополагающим и самым важным вопросом: “Насколько велико твое желание получить вечную жизнь? Ты спросил Меня: «Что мне делать, чтобы унаследовать жизнь вечную?» А теперь Я спрашиваю тебя, насколько сильно твое желание получить ее. Достаточно ли глубоко твое желание, чтобы отказаться от всего, что у тебя есть?” Молодому человеку пришлось ответить: “Да, я хочу ее, но не настолько же". И он повернулся и печально пошел прочь. Когда ему пришлось выбирать между вечной жизнью в грядущем мире и обеспеченной жизнью здесь и сейчас, он предпочел последнее. Нам его выбор не так уж сложно понять, потому что миллионы людей в наше время делают такой же выбор ежедневно.
Молодой правитель повернулся и ушел. Нет сомнения, что, когда он уходил, Иисус и апостолы, которые были свидетелями всего этого, провожали его взглядом до тех пор, пока он не скрылся из виду. Иисус обратился к апостолам, сказав: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие" (ст. 23). Марк добавляет: “Ученики ужаснулись от слов Его". Почему? Почему эти слова Иисуса так изумили апостолов? Почему они так потрясли их? Эта мысль была революционной по одной простой причине: слова Иисуса о богатых были диаметрально противоположны основным представлениям иудейских народных масс о богатстве и материальном имуществе. Основной пункт иудейской морали, распространенной в первом столетии и последующих веках, гласил, что имущество, благосостояние, богатство и материальные ценности являются Божьим благословением и отражают Божью славу на человеке. Богатый человек уже своим фактом владения богатствами показывал, что его жизнь, его моральный облик и его ценности одобрены и благословлены Богом. Наличие богатства в жизни рассматривалось как свидетельство превосходства личности, владеющей им, а совсем не как проблема. Вместо речей о том, что богатому человеку будет трудно войти в Божье царство, апостолы, как типичные простые иудеи, предпочли бы услышать: “Чем богаче человек, тем больше у него шансов войти в царство Божье, потому что чем лучше человек, тем легче ему попасть туда". Иисус перевернул эту точку зрения вверх ногами, и ученики ужаснулись тому, что Он сказал.
III. ПРИМЕНЕНИЕ (10:23-31)
Иисус продолжал вбивать в них Свое учение. В следующем отрывке Его слова подобны сокрушительным ударам молота:
«Дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус воззрев на них, говорит: человекам это не возможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (ст. 24-27).
Работая над этими стихами, важно понять, что Иисус предупреждает об опасности упования на деньги и любви к ним. Мужчина или женщина могут быть богатыми и не любить богатство, как его любил молодой правитель. Несмотря на то, что это часто приписывается Библии, в ней нет ни одного стиха, где было бы сказано, что деньги - корень всех зол. Библия говорит, что корнем всех зол является любовь к деньгам (1 Тим. 6:10). Между этими двумя понятиями огромная разница. Несколькими стихами ниже в том же послании Павел развивает свою точку зрения:
«Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (ст. 17-19).
Все дело в том, кому, по нашим понятиям, принадлежит наше состояние - Богу или нам? Мы не полагаемся на эти материальные ценности. Если мы лишимся их, наша вера останется непоколебимой, потому что она в Нем, а не в богатстве, которое Он дал нам. Один толкователь Библии сформулировал эту мысль так: “Человек может обладать огромным богатством и при этом любить Бога больше своего богатства и быть христианином - так же как бедный может владеть малым, но любить это малое больше, чем Бога, и никогда не стать христианином”.
Тем не менее, богатый человек подвержен более сильному искушению полагаться на свое богатство. Никто не видел такой опасности в богатстве яснее, чем Иисус. Материальная собственность обычно привязывает сердце человека к этому миру. Он делает крупную ставку на этот мир; он так привязан к нему, потому что здесь его сокровище. Ему трудно мыслить вне мирских категорий и нелегко примириться с мыслью, что когда-нибудь придется покинуть этот мир. Владение материальными ценностями - это серьезное испытание для многих. Говорят, что из каждой сотни человек, способных выдержать испытание превратностями судьбы, нет ни одного, кто бы мог выдержать испытание богатством. Богатство может легко сделать человека высокомерным, гордым и самодовольным. Ранее в Евангелиях Иисус говорил об обманчивости богатства, о том, что богатство создает иллюзии, которые далеки от реальности и которые заставляют богатых слишком много воображать о себе. Не каждый может правильно распорядиться своим богатством.
Иисус высказался резко и просто, использовав яркую метафору. Он сказал: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие". Некоторые исследователи считают, что Иисус говорит о маленьких воротцах в одной из стен Иерусалима, которые некогда назывались “игольным ушком” и были чуть больше одного метра двадцати сантиметров в высоту. Верблюд мог пройти через них лишь с большим трудом. Он должен был опуститься на колени и таким образом мало-помалу протискиваться вперед. Сомнительно, чтобы Иисус говорил об этих воротах. Нет никаких исторических данных, чтобы эти воротца назывались “игольным ушком” в дни Иисуса. Такое название они получили позже, но отнюдь не при жизни Иисуса. Иисус имеет в виду обычную иглу. При желании можно допустить, что речь идет об огромной игле, но здесь все же подразумевается настоящая швейная игла. Если вы представите себе двугорбого верблюда, пытающегося пролезть через ушко пусть даже самой большой швейной иглы, то вы получите ту яркую картину, которую Иисус нарисовал перед апостолами.
О том, что апостолы именно так поняли Иисуса, говорит их ответ. Как же они ответили Иисусу? Они сказали: “Кто же в таком случае может спастись?”
Иисус подтвердил, что это действительно трудно, сказав: “Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу”. Бог не ограничен человеческими качествами. Только Бог силен заставить богатого перестать верить в свои богатства и начать верить в Бога. Как сказал один писатель, “Бог может провести верблюда через игольное ушко, но нужна божественная сила, чтобы такое сделать и наблюдать за процессом, который будет чрезвычайно труден для самого верблюда".
Если богатый человек приходит ко Христу, он должен прийти точно так же, как пришел бы самый бедный человек на земле. Он должен прийти с признанием своей абсолютной и полной нужды. Он должен прийти, как проклятый грешник.
Петр усиленно размышлял над всем этим, и его язык просто не мог больше бездействовать. Он только что видел, как молодой богатый правитель осознанно отказался последовать за Иисусом и ушел прочь. Он только что слышал наставление Господа о том, что богатым трудно войти в Божье царство. Петр не мог удержаться, чтобы не противопоставить этого молодого богача апостолам. Он и его друзья откликнулись на зов Иисуса и, отказавшись от всего, последовали за Ним. Со свойственным ему прямодушием и порывистостью, Петр сказал: "А теперь, Иисус, я хочу знать, что мы от всего этого будем иметь". В стихах с 28 по 31 Марк пишет:
«И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной; многие же будут первые последними, и последние первыми».
Не бывает такого, чтобы человек отдал что-нибудь Богу, а Бог не воздал бы за все это сторицею. За все, от чего вы отказались ради вашего Бога, - будь то семья, отец, мать, состояние, земли и все, что угодно, - Бог говорит: "Я верну во сто крат больше".
К этому обещанию Иисус добавляет два момента. Во-первых, Он упоминает гонения. Он говорит: "Я выполню Свое обещание, но на вашем пути будут гонения”. Это еще раз указывает на исключительную честность Иисуса. Он никогда не обещал, что быть христианином легко. Он прямо говорил, что решение следовать за Ним будет дорого стоить.
Во-вторых, Иисус высказывает мысль о грядущем мире. Он говорит: “Во сто крат сейчас и вечную жизнь в веке грядущем”. Иисус никогда не обещал, что все счеты будут сведены в этом мире времени и пространства. Одну часть Своих счетов Бог оплачивает здесь и сейчас. Благословения приходят к христианам уже в этом мире. Но для окончательного подведения итогов Он оставляет вечность, “век грядущий”, как говорит Иисус.
Этот разговор закончился тихим словом утешения апостолов. Иисус сказал: “Многие же будут первые последними, и последние первыми”. Бог видит все иначе, чем люди. Молодой человек, который пришел к Иисусу и задал Ему свой вопрос, мог быть правителем в этом мире, но Иисус сказал, что в веке грядущем будут править те, кто верен Ему. В один прекрасный день все границы исчезнут, и многие из тех, кто по меркам века сего был последним, будут возвышены Богом и станут первыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нам особенно нужен этот урок. Мы живем в богатой стране. У многих из нас прекрасные дома, дорогие автомобили, красивая одежда и гораздо больше роскоши, чем нам на самом деле нужно. Мы принадлежим к числу богатых. Поэтому для нас особенно важно не забывать, что главное место в нашей жизни должен занимать всемогущий Бог. Наше сердце должно быть навсегда отдано Его царству. Материальные благословения, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, никогда не должны становиться главной причиной нашей преданности. Иисус сказал, что таким людям, как мы, труднее войти в царство небесное, чем тем, которые владеют меньшим. Давайте прислушаемся к этому предупреждению.