Найти в Дзене
Душевный шагомер

Чем нас удивил московский Исторический музей и причём тут единороги?

Сколько раз мы проходили мимо Исторического музея в Москве и не замечали, что на шпиле одной из башен Лев, Единорог и серьёзная битва за власть. Вот это да!

«Лев и один Единорог
Дрались из-за короны.
Сломав Единорогу рог,
Лев отлупил его — как мог.
Им дали яблочный пирог,
Лапшу и макароны».
(«Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла в переводе В. Орла)

Толкований множество: Солнце и Луна, Реальное и Сакральное, Кривда и Правда, Жизнь и Смерть. Лев и Единорог бьются на печати Ивана Грозного, на страницах «Голубиной книги», в росписи синагог, в сказках Льюиса Кэрролла, на российских дворянских гербах, а теперь и в моей голове. :)) Корона то у одного, то у другого.

Лев и Единорог на башне справа, на остальных - классические двуглавые орлы.
Лев и Единорог на башне справа, на остальных - классические двуглавые орлы.
-2
-3

Замечательно, что в этот раз мы не прошли мимо национальной сокровищницы России и наконец увидели, что там внутри. А там красота! Начиная с расписных сеней с генеалогическим древом императорской семьи и заканчивая каменными бабами в фойе. Интерьеры настолько художественные, что иногда я забывала про экспонаты. Смотрите сами!

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Рассказать про Исторический музей в одной публикации - это нереально сложная задача, потому как это один из крупнейших музеев мира и в нём хранятся тысячи экспонатов - бесценные памятники археологии, нумизматики и древней книжности, личные вещи царей, клады и предметы искусства самых разных эпох...

Музей, беспрерывно рассказывающий истории из жизни нашего царства-государства. Интереснейшие истории!

Несколько экспонатов всё же покажу :)

Деревянные маскарадные сани, на которых каталась императрица Анна Иоанновна, участники свадебного маскарада «Ледяной дом» 1740 года.
Деревянные маскарадные сани, на которых каталась императрица Анна Иоанновна, участники свадебного маскарада «Ледяной дом» 1740 года.
Была мысль, что это комикс про кисельные берега, гусей-лебедей и игривого Иванушку, но оказалось сани окружены исключительно купидонами и у них соответствующий девиз - «Надлежит уступить любви». Пожалуй, мой самый любимый экспонат.
Была мысль, что это комикс про кисельные берега, гусей-лебедей и игривого Иванушку, но оказалось сани окружены исключительно купидонами и у них соответствующий девиз - «Надлежит уступить любви». Пожалуй, мой самый любимый экспонат.
Половецкая каменная «баба» XII века. Ставились на холмах, были свидетелями культовых обрядов и поминальных пиров. Обобщённое изображение предков. А «бабами» их зовут от тюркского «балбал», что в переводе - «предок».
Половецкая каменная «баба» XII века. Ставились на холмах, были свидетелями культовых обрядов и поминальных пиров. Обобщённое изображение предков. А «бабами» их зовут от тюркского «балбал», что в переводе - «предок».
Кованные врата суздальского собора Рождества Богородицы XIII века с позолоченными изображениями библейских сцен. К сожалению, копия, но отлично передаёт масштаб и красоту.
Кованные врата суздальского собора Рождества Богородицы XIII века с позолоченными изображениями библейских сцен. К сожалению, копия, но отлично передаёт масштаб и красоту.
Сказочная майолика Врубеля - «Царь Берендей» и «Волхова». Кажется, что это пара, но нет - дочь морского царя сделана на 6 лет раньше. Обе работы родились под впечатлением от опер Римского-Корсакова.
Сказочная майолика Врубеля - «Царь Берендей» и «Волхова». Кажется, что это пара, но нет - дочь морского царя сделана на 6 лет раньше. Обе работы родились под впечатлением от опер Римского-Корсакова.
Переводная воинская повесть «Сербская Александрия» о легендарных подвигах Александра Македонского, переписанная традиционным почерком - полууставом в XVII веке. На картинке Александр Македонский спускается на дно моря в стеклянном сосуде.
Переводная воинская повесть «Сербская Александрия» о легендарных подвигах Александра Македонского, переписанная традиционным почерком - полууставом в XVII веке. На картинке Александр Македонский спускается на дно моря в стеклянном сосуде.
В ХIII веке на Руси монеты «рубили» из серебряной проволоки и только в двух городах - Москве и Новгороде. На первых московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но в принципе мастеров не ограничивали в фантазии и те, чеканили всяко-разно, от души.
В ХIII веке на Руси монеты «рубили» из серебряной проволоки и только в двух городах - Москве и Новгороде. На первых московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но в принципе мастеров не ограничивали в фантазии и те, чеканили всяко-разно, от души.
Погребец-несессер дорожный западноевропейской работы, 1810 г. В него входит более 80 предметов, всё для комфортного путешествия, в том числе кастрюлька для варки шоколада, копоушка, пластинка-чесалка из панциря черепахи, сапожный крючок и шашки для игры в трик-трак.
Погребец-несессер дорожный западноевропейской работы, 1810 г. В него входит более 80 предметов, всё для комфортного путешествия, в том числе кастрюлька для варки шоколада, копоушка, пластинка-чесалка из панциря черепахи, сапожный крючок и шашки для игры в трик-трак.
Голландский глобус, созданный в голландской мастерской Йоанна Блау в 1690-х и привезённый в Россию Петром Первым. На глобусе обозначены самые важные географические открытия, известные на тот момент.
Голландский глобус, созданный в голландской мастерской Йоанна Блау в 1690-х и привезённый в Россию Петром Первым. На глобусе обозначены самые важные географические открытия, известные на тот момент.
Гигантская сфера весит 450 кг.
Гигантская сфера весит 450 кг.
Медный кубок Петух. Копия начала XX века, подлинник находится в Оружейной палате Московского Кремля. Точно такой принадлежал великому князю Московскому Ивану III, надпись на крышке гласит «Князь Великий Иван Васильевич».
Медный кубок Петух. Копия начала XX века, подлинник находится в Оружейной палате Московского Кремля. Точно такой принадлежал великому князю Московскому Ивану III, надпись на крышке гласит «Князь Великий Иван Васильевич».
Берестяная грамота маленького новгородца Онфима «Всадник, поражающий копьём врага». Ориентировочно 1240-1260 годы. На сегодняшний день это один из самых древних детских рисунков.
Берестяная грамота маленького новгородца Онфима «Всадник, поражающий копьём врага». Ориентировочно 1240-1260 годы. На сегодняшний день это один из самых древних детских рисунков.
Дольмен «Колихо» - каменная гробница II тысячелетия до нашей эры. Его обнаружили на обнажившемся берегу реки Колихо Туапсинского района в 2008 году.  Дольмен был практически доверху набит человеческими останками. 70 человек, связанных узами родства! Их подхоранивали туда на протяжении 500 лет.
Дольмен «Колихо» - каменная гробница II тысячелетия до нашей эры. Его обнаружили на обнажившемся берегу реки Колихо Туапсинского района в 2008 году. Дольмен был практически доверху набит человеческими останками. 70 человек, связанных узами родства! Их подхоранивали туда на протяжении 500 лет.
Фигурка всадника на баране, Кобанская культура (Северный Кавказ), первое тысячелетие до нашей эры. Изображает душу человека, отправляющуюся в мир иной.
Фигурка всадника на баране, Кобанская культура (Северный Кавказ), первое тысячелетие до нашей эры. Изображает душу человека, отправляющуюся в мир иной.
Эта коляска была куплена для императора Павла I и императрицы Марии Федоровны у мастера Гайгера в 1800 году.
Эта коляска была куплена для императора Павла I и императрицы Марии Федоровны у мастера Гайгера в 1800 году.
Эта карета побывала во владении поочередно у двух статс-дам Русского Двора: Анны Алексеевны Матюшкиной и Елизаветы Петровны Глебовой -Стрешневой.
Эта карета побывала во владении поочередно у двух статс-дам Русского Двора: Анны Алексеевны Матюшкиной и Елизаветы Петровны Глебовой -Стрешневой.
Карета детей императора Александра II.  Исключительно для игр! В этой миниатюрной копии придворных парадных карет-купе середины XIX века отпрыски царствующей фамилии катались по аллеям парка. В карету запрягали низкорослых лошадок, которых веди под уздцы слуги.
Карета детей императора Александра II. Исключительно для игр! В этой миниатюрной копии придворных парадных карет-купе середины XIX века отпрыски царствующей фамилии катались по аллеям парка. В карету запрягали низкорослых лошадок, которых веди под уздцы слуги.
Бронзовые подвески из Казбекского клада, который датируется VI-V веком до нашей эры.
Бронзовые подвески из Казбекского клада, который датируется VI-V веком до нашей эры.
Копия-реконструкция «Царского места» из Успенского собора Московского Кремля. Мономахов трон был создан для Ивана Грозного в 1551 году, почти сразу после его венчания на царство.
Копия-реконструкция «Царского места» из Успенского собора Московского Кремля. Мономахов трон был создан для Ивана Грозного в 1551 году, почти сразу после его венчания на царство.

Ну, и немного прозы - входной билет в московский Исторический музей стоит 400 рублей. По-моему это недорого для музей такого масштаба. 35 залов! Смотреть - не пересмотреть, читать - не перечитать. Про льготы и дни бесплатных посещений можно уточнить по ссылке. Надеюсь, у вас не осталось сомнений, что этот музей стоит посетить! ;)

-34

Москва, Красная площадь, 1, станция метро «Площадь Революции», «Театральная», «Охотный ряд», выход из метро по указателям «К Историческому музею». Понедельник, среда, четверг, воскресенье: 10.00-18.00; пятница, суббота: 10.00-21.00; вторник - выходной. Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея.

Ещё больше музейных историй и замечательных музеев из самых разных городов ищите по тегу #душевныйшагомермузеи

Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное.