Продолжая тему экранизаций произведений Василя Быкова, хочу предложить к просмотру три российские картины. Не все из них безупречны, но все, по-моему, достойны внимания.
"Лейтенант" 2015 г. по повести "Дожить до рассвета"
Лейтенант Горчаков поставил себе целью взорвать немецкую базу боеприпасов. Выходя из окружения осенью 1941 г. с группой, собранной из блуждавших по окрестным лесам бойцов, он потерял почти всех, а главное, командира - капитана Румянцева. Люди погибли при попытке взорвать объект.
Стремление покончить с базой становится для Ивана Горчакова навязчивой идеей, оправданием смерти товарищей. Идет наступление немцев на Москву, лишить противника снарядов - стратегическая задача. Генерал, зашедший в особый отдел, где допрашивали вышедшего из окружения Горчакова, поддерживает его план.
Лейтенанту выделили группу в десять человек. Никто не знал, что невезение, начавшееся при переходе линии фронта, будет преследовать их до конца.
Современное прочтение повести Быкова "Дожить до рассвета" отличается от одноименного фильма 1975 г. многим.
Прежде всего - состав группы: зеленые мальчишки и пара почти пенсионеров. Один старшина - человек зрелого возраста. Что ж, осенью 1941 г., когда многие уже полегли, а свежие сибирские дивизии, посланные для защиты Москвы еще не прибыли - могло быть и так.
Центром внимания сюжета стало поведение и эмоциональные переживания людей. Исполнителям удалось передать тяжесть солдатского труда, разочарования, жажду жизни, самопожертвование, ненависть к врагу.
Фильм снимался под Торопцом в Тверской области. Играли, в основном, неизвестные зрителю актеры торопецкого народного театра "Сфера" и театра-студии "Наш дом". По-моему, для своего уровня, они справились неплохо, особенно исполнитель главной роли - Антон Левин.
К сожалению, много ляпов сценария, вроде перехода фронта в дневное время и немецкого офицера за пулеметом. Солдат у него, что ли, не хватает?
Наш постоянный в российском кино классический ляп - солдаты чистые, сытые и бритые, даже, скитающиеся по лесам. Пленные, натягивавшие вокруг базы колючую проволоку, одеты в белоснежное, чуть запачканное исподнее. Нарисованные огоньки выстрелов тоже не добавляют достоверности.
Очень красиво снята натура. Казалось бы, простой зимний лес, но, уже глядя на него, чувствуешь любовь к родной земле и жестокость смерти посреди этой мощной живой природы. Музыка тоже хороша, хоть, иногда, слишком громкая.
"Обреченные на войну" 2008 г. по повести "Пойти и не вернуться"
Мокрая белорусская осень 1942 г. Девушку-партизанку Зосю послали в разведку. Она совсем юная, радуется птицам и зайцам попадающимся на пути, собирает поздние ягоды и страшно пугается того, что кто-то ее догоняет.
Это окажется Антон, парень из отряда, с которым у Зоси развиваются осторожные влюбленные отношения: нет времени на войне для любви. Он сначала скажет, что его послали вместе с ней, потом признается, что ушел самовольно, хотел защитить, беспокоился, что она слишком неопытна.
Неясно сколько в этом правды, потому что, как потом выяснится, своя жизнь для него всегда дороже: когда бросил в горящем доме командира отряда Кузнецова, когда решил, при слухах о взятии Сталинграда, уйти из партизан и спрятаться от войны, когда готов был сдать немцам свою спутницу.
Вот только что Зося пойдет за ним везде как хвостик, он думал зря. У этой девочки твердая душа, ни на какие компромиссы она не согласна. К нему она, из любви-жалости, еще будет снисходительна, сначала не поверит в его намерения, потом попытается вытянуть с предательского пути, но для нее самой - измена хуже смерти.
Фильм радует как натуральной постановкой (чавкающее болото, неяркая и неуютная, но даже поздней осенью прелестная природа), так и естественной актерской игрой.
Все эти деревни, хутора, белорусский говор, хорошо подобранные исполнители, а, главное, искреннее поведение двух главных героев совершенно убедительны.
Музыка тоже лирична и подходит к истории вспыхнувшей и погибшей на фоне жестокой военной реальности любви, перешедшей в ненависть.
"В тумане" 2012 г. по одноименной повести
Белоруссия 1942 г. Фильм начинается с казни троих, арестованных немецкими властями за пущенный под откос поезд, путейцев. Четвертый, Сущеня, был отпущен. Из местного партизанского отряда направили Бурова и Войтика для казни предателя.
Попытки Сущени объяснить, что он никого не предавал и сам не знает почему отпустили, были приняты как трусливая ложь, хотя и доказательств-то тоже никаких не было.
Отведя Сущеню подальше от деревни, Буров следит как он копает могилу, выставив Войтика в дозор. Немецкий патруль подходит к месту казни, но Войтик предпочитает сбежать незамеченным, не предупредив товарища. В завязавшейся перестрелке Буров ранен, а немцы уходят.
Сущеня несет Бурова к указанному им месту. По дороге к ним присоединяется Войтик, который на обвинения товарища, лжет, что немцев не видел, так как они пришли с другой стороны.
Буров приказывает Войтику не трогать Сущеню, потому что не понимает его поведения и уже сомневается в правильности приговора. В тумане - реальном, накрывшем место действия, и фигуральном - в необходимости принятия решений при неопределенной информации, легко зайти в тупик.
Фильм не дает рецептов, почти документально показывая события. Мы видим жизненные позиции Бурова, Войтика, Сущени. Войтик - однозначный приспособленец и эгоист.
Буров - максималист, для него существует лишь черное и белое, правые и неправые. Только поведение Сущени, который тащит на себе, пытаясь спасти, человека, чуть его не расстрелявшего, наводит героя на мысли о том, что жизнь сложнее, чем он считал.
Недаром он вспоминает приведший его в партизаны, казалось бы, справедливый поступок - поджог своей машины, которую забрали полицаи. Поплатились за это мать и сестра.
Сущеня добр, честен, совестлив, даже смел, но не слишком ли он хочет оставаться мирным гуманистом во время войны? Война не жалеет непричастных, "в огне брода нет", как говорилось в одноименном фильме.
В картине интересная проблематика и сюжет, обусловленные литературной основой, хорошие актерские работы, особенно у исполнителей ролей трех главных героев.
Владимир Свирский (Сущеня), Владислав Абашин (Буров), Сергей Колесов (Войтик) играют достоверно и с душой. Постановка тоже убедительна, но чувствуется затянутость действия.
Неплохо было бы также обозначить флешбеки субтитрами, а то, только Бурова ранили и вот он снова жив-здоров, а указаний о переходе сюжета в прошлое - никаких.
Не понравилась также сценарная отсебятина, о том ,что путейцы пустили под откос состав, в котором везли своих же, русских.
Это не только тенденциозно, но и глупо: диверсанты уничтожали эшелоны идущие на восток с солдатами и военными грузами, а не что попало, чтобы насолить начальству.
К тому же такая ситуация плохо вяжется с последующими словами Сущени, о том, что он завидует повешенным, потому что их память уважают.
Мой обзор закончен, лично мне больше всего понравилась картина "Обреченные на войну" (кроме самого названия), так что - рекомендую, выбор за вами.
Если вас заинтересовала статья и тема военных фильмов, предлагаю прочесть предыдущую: "Война на уничтожение": 3 забытых советских фильма о Великой Отечественной войне.