Найти тему

Зелёнка, клей и немного фантазии. Вот главные инструменты гримёра в трёх советских фильмах-сказках

"Марья-искусница", "Морозко" и "Варвара-краса, длинная коса" - три самые любимые сказки моего детства. Челлендж Дзена #загадки кино расскажет о секретах гримёров в образах героев. Общие знаменатели всех этих блистательных фильмов - режиссёр Александр Роу и актёр Георгий Милляр.

🌟"Марья-искусница" — фильм о том, как отставной солдат, возвращаясь домой, встретил мальчика, они оба отправились искать мать мальчика, Марью, похищенную водяным Водокрутом Тринадцатым. Оказавшись в подводном царстве, герои встречают много диковинок и забавных персонажей, и, несмотря на проделки отрицательных героев, солдат, спасённая внучка водяного, Марья с сыном вернулись на землю.

Премьера фильма состоялась в 1960 году и сразу полюбилась зрителям. Отрицательные герои были скорее забавны и уморительны, чем опасны и страшны. Но если для многих героев достаточно было подобрать парик и костюм, то одному из приспешников Водокрута было сложнее, Георгий Милляр должен был изобразить лягушку.

Сначала Георгий Францевич долго разучивал походку с подпрыгиваниями в ластах, чтобы передвижения его героя смотрелись органично. Актёру пошили зелёные перчатки, а когда пришло время накладывать грим — он сам предложил сбрить себе не только волосы, но и брови. Грим лёг ровнее, причём он был на основе зелёнки. Георгию Францевичу пришлось ходить так не только во время съёмок, но и после, зелёнка сильно въелась в кожу.

🌟Спустя 10 лет после премьеры «Марьи», прошла премьера фильма «Варвара-краса, длинная коса». Это было 30 декабря 1970 года. Фильм о том, как подводный Царь обманом взял обещание у царя Еремея отдать своего сына на служение в подводное царство. А Еремей тоже решил обмануть, да подменил своего новорожденного сына на рыбацкого тёзку Андрея. Подмены не получилось, и оба Андрея выросли каждый на своём месте, но Еремей принимал чужого сына за своего и «упитанный, да не воспитанный» оказывается в подземном царстве. А Андрей, рыбацкий сын, «не упитанный, да воспитанный», торопится на помощь царевичу.

В «Варваре» Георгий Францевич сыграл Чудо-Юдо, подводного царя. Его лицо густо покрыли серо-зелёной краской, а усы и уши пошили из меха, который покрасили той же краской.

-3

🌟Фильм-сказка «Морозко» вышел 24 марта 1965 года. Сказка о приключениях Марфуши, Настеньки и Ивана, который встречает на своём пути Бабу-Ягу, персонажа Милляра. Кстати, избушка на курьих ножках поворачивалась не только приказаниям Бабы-Яги, но и при помощи специальных механической системы рычагов. Вообще изб было несколько, и одна из них была сделана из поролона.

Эту Бабу-Ягу знают и обожают буквально все! Но на самом деле Милляр играл в этом фильме ещё 2 роли, дьячка среди разбойников и был голосом Петушка, которого Настенька просила не кукарекать.

Съёмки зимних сцен были на Кольском полуострове, что под Мурманском. И многим пришлось нелегко. Например, Инна Чурикова, экранная Марфушенька, вспоминала:

Было очень холодно. И, когда я сидела под ёлкой в ожидании Мороза, замёрзла по-настоящему, потому что оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию…

Георгию Францевичу было не легче, лохмотья Бабы-Яги похожи на ветошь, и ему приходилось сниматься в них при минусовой температуре. На грим уходило около 6 часов, и тогда же он получил ожог от перекиси водорода, которую использовали гримёры.

Настеньке, то есть актрисе Наталье Седых, тогда было 15 лет. На актрисе настоял сам Александр Роу, но попросил гримёров: „Только сделайте с ней что-нибудь, чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“.

Наталья потом вспоминала, что самым сложным для неё на съемках было снятие грима после зимних сцен. Помните волосы, брови и ресницы Настеньки, покрытые инеем? Для этого эффекта гримёры использовали обычный клей, отдирать и отмывать его было сущей мукой.