В истории искусств имя немецкого художественного критика и коллекционера Вильгельма Уде выделяется тем, что он одним из первых стал популяризировать наивное искусство.
Вильгельм Уде родился в 1874 году в северо-германском городке Фридеберг (ныне польская территория) в семье высокопоставленного чиновника. Получил блестящее классическое образование, прослушал курсы по юриспруденции и философии. Всё было подготовлено для успешной карьеры. В 1898 году Вильгельм отправляется во Флоренцию. И эта поездка изменит все планы. Архитектура и живопись кватроченто настолько впечатлили Уде, что изучение и поклонение искусству станет главным делом его жизни. Однако отсутствие интереса к юридической практике и, напротив, стремление к изучению современного искусства не разделят его родители. Когда после поездки в 1904 году в Париж он решит там остаться они лишат сына финансовой поддержки. Но это не остановит Уде и уже через год он соберёт небольшую коллекцию, которую будет показывать в своей квартире.
Однажды, прогуливаясь по Монмартру, он остановится перед лавкой бывшего ярмарочного борца Эжена Сулье. Ныне папаша Сулье страстный выпивоха и торговец постельным бельем, кроватями, матрацами и подержанными вещами. А ещё в своей лавке продаёт картины бедных художников. Вот из-за картин Уде и притормозит у лавки папаши Сулье. И среди них отыщет "Голубую комнату ", которую тут же приобретёт за 10 франков. А чуть позже в таверне "Проворный кролик" познакомится с автором - Пабло Пикассо.
С этой встречи Уде будет принят в "банду" Пикассо и станет страстным поклонником испанского художника.
Удивительное совпадение - также случайным образом у того же папаши Сулье теперь уже сам Пикассо в 1908 году заметит портрет женщины, который продавец предложит приобрести ради холста за 5 франков. Но "Портрет женщины" Анри Руссо настолько впечатлит художника, что он не расстанется с ним до конца жизни.
На самом деле Пикассо, как и другим художникам, холстов всегда не хватало. Но ему особенно. И, вероятно, чтобы запечатлеть новую яркую идею, он воплощал её поверх старой работы. Тому доказательство история с упомянутой выше "Голубой комнатой". В 2008 году в художественном музее The Phillips Collection в Вашингтоне с помощью инфракрасных лучей и сверхмощных сканеров удалось обнаружить под изображением портрет мужчины, написанный ранее и в иной манере.
Однако пришло время познакомить Уде и автора портрета женщины, приобретенного Пикассо. Сделает это другой художник - Робер Делоне. Французский художник и немецкий критик-коллекционер познакомятся в 1907 году. Практически сразу Делоне напишет портрет Уде.
И однажды предложит посетить мастерскую чудаковатого самоучки, который пишет картину по заказу страстной путешественницы и эксцентричной дамы его матери Эли Делоне.
Вильгельм Уде попал в лабораторию примитива. Анри Руссо тщательно прорисовывал детали, а затем раскрашивал их. Примерно так как в наши дни любители живописи расписывают картины "по номерам".
Сосредоточенность на воплощении своего фантастического сна, искренность пожилого художника очаровали знатока искусства. Уде вспомнил свою поездку во Флоренцию и осознал, что творение Руссо впечатлило не меньше, чем итальянские примитивы. Конечно же с первой встречи он возьмётся патронировать непризнанного и осмеянного автора. В 1908 году Уде устроит первую персональную выставку Анри Руссо в мебельном салоне на окраине Парижа. Через год после смерти художника в 1911 году выйдет книга Уде о Руссо. В том же году Уде представит работы Руссо на Осеннем салоне, а в 1912 - в галерее Барбазанж.
Благодаря Вильгельму Уде работы таможенника попадут на выставку "Синий всадник" в Мюнхен, куда их отвезёт Робер Делоне. После выставки Василий Кандинский приобретёт пару городских пейзажей Руссо, которые останутся в его коллекции, как и у Пикассо, до конца жизни.
Но Анри Руссо был не единственный художник-самоучка, который пленил чувство прекрасного Вильгельма Уде. В 1929 году коллекционер организовал выставку Les Peintres du Cœur sacré, на которой представил публике живопись пяти авторов: Анри Руссо, Серафины Луи, Луи Вивена, Андре Бошана и Камиля Бомбуа. Позднее Уде организует еще одну выставку Les Primitifs modernes. Из-за его пацифизма, национальности и работ, посвящённых живописцам, которые были названы "дегенератами" в III Рейхе, Вильгельм Уде был лишен немецкого гражданства в 1939 году незадолго до начала Второй мировой войны.
Этим "художникам Священного сердца" знаменитый искусствовед посвятит свой последний литературный труд Cinq maîtres primitifs: Rousseau - Vivin - Bombois - Bauchant - Seraphine. Живопись "великолепной пятерки" покорила сердце искушенного ценителя искусства. Мы уверены, что и ваши сердца будут открыты к творчеству самобытных французских художников прошлого века, о которых мы расскажем в следующих публикациях.
PS. Стоит отметить, что Вильгельм Уде не любил определение "наивное искусство", находя его оскорбительным. Предлагал определение "современные примитивы", по аналогии с итальянскими примитивами периода Предвозрождения (конец XIII–XIV). Мы, в свою очередь, находим обидным определение "примитивы" и потому и далее будем называть творчество взрослых самоучек в формате "наивного" искусства, подразумевая естественность, искренность, открытость, простодушие, бесхитростность и безграничную фантазийность.
Будем рады вашему интересу к самодеятельному творчеству взрослых и признательны за ваши комментарии и отметки.
https://vk.com/spirocreativetandem