Пейзаж вызвал улыбку. Правда, улыбку сожаления. На Урале был похожий. Но когда это было..., в той давней вдохновляющей командировке.
Сколько раз углем он создавал такой же графический пейзаж, как этот, подмосковный.
Одного взгляда хватило, пока вели из барака на расстрел. Второй раз посмотреть не дадут. Да и жить второй раз не придется.
Сколько народу они здесь кладут, в эти рвы. Дали бы мне кисть или уголь - все изобразил бы им на память. И грузовик с надписью «ХЛЕБ», на котором сюда везли. И этот длинный барак, похожий на коровник. И рвы, как котлованы для строительства, только вытянутые в длину. И толпу для переклички и объявления приговора, - когда каждого проверяют по документам, а вдруг кто-нибудь превратился по дороге в хлеб и прорастет тут колосок.
Вдохнуть поглубже воздух - надышаться под конец. И воздух весенний. Конец февраля. Весна. Через три дня. Да, три дня не дожил до весны.
Небо уже дышит весной. Вот-вот все потечет. Да, ручьями все сойдет. Земля очистится. Может и от нечисти этой очистится.
Ведь убивают просто так, ни за что-ни про что.
...В 48 лет.
Саш, а не рановато тебе покидать этот мир? Да что там говорить...
Право на существование имеет не только соцреализм. И вот ведут. Сколько я не доказывал, - бесполезно. Сезанн не писал соцреализм, и его за это не повели на расстрел.
Почему невозможна экспрессия, такая утрированная, форсированная ? Одно радует, на своем я стоял до конца.
Сохранились бы эти работы. Жена, конечно, догадается сказать, что это ее картины и они обязательно сохранятся. Для будущих поколений. Разве не появятся те глаза, что испытают радость от моих пейзажей...
Надя, только бы тебя не тронули.
Ты знаешь, Надя, как я любил эту жизнь.
Зачем-то любил эту жизнь...
Как же я любил эту жизнь...
Ты знаешь, Надя, на той картине, где два ослика убегают от волны..., ведь это мы с тобой. К Тебе придет эта мысль, когда посмотришь на нее, обязательно придет.
А теперь прощай. Да, только не забудь поставить пластинку Глюка.
Две души - К.Глюк - Мелодия из оперы Орфей и Эвридика
Из биографической справки.
В 1930 году Древин и его жена Надежда Удальцова теряют работу в связи с закрытием Высших художественно-технических мастерских, на которых трудились с 1920 года приглашению Татлина. Мастерские имели серьезные достижения - в 1925 г. произведения ВХУТЕМАСа экспонировались на Международной выставке современных декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.
Семья голодала, но муж и жена продолжали писать картины. Зарисовки, что были заготовлены ранее в командировках (Армения, Урал, Алтай, Казахстан) пригодились.
В 1933 году травля усилилась - картины Древина снимают с экспозиции московской выставки «Художники РСФСР за XV лет», о нем пишут пасквили в газеты, на него пишут доносы властям.
17 января 1938 года художник был арестован.
26 февраля 1938 года расстрелян на Бутовском полигоне «за контрреволюционную деятельность» по санкции тройки УНКВД.
Расстрел был произведен выстрелом в затылок из пистолета. Место захоронения родственникам не объявлено.
30 октября 1957 года реабилитирован за отсутствием состава преступления.
После смерти Древина его картины экспонировались на выставках в Риге, Дюссельдорфе, Нью-Йорке, Кёльне, Токио, Будапеште, Вене и Хельсинки. Но в 2010 году, после смерти В. В. Стародубовой из семейного собрания Древина и Удальцовой пропали: «Пейзаж. Алтай» (1930), «Косуля в снегах» (1931-32), «Портрет сына Андрея» (1926). Позже две картины — «Охотник» (1932) и «Пейзаж с белым домом» (1931) были обнаружены на антикварном рынке Москвы.
Наиболее точную оценку специфики творчества Александра Древина дала его невестка, искусствовед В. В. Стародубова:
"Изменилось и отношение к пространству — оно трактуется всё более условно, вместо линейной начинает доминировать цветовая перспектива… Художник отказывается от диктата реальной окраски предмета, подчиняя цветовой строй закону гармонии, строго “отсеивая” цвета, останавливаясь на вариациях одного, двух, трёх… Здесь нет трепетной зелени листвы, небо может быть и синим, и золотисто-охристым, багрово-пепельным, фиолетовым, граница между землёй и небом то зыбка и призрачна, то, напротив, подчёркнуто резка, и небо замыкает горизонт, словно сплошная стена»
P.S.
А пейзаж Бутовского полигона понравился не только художнику Древину. После 1938 года здание комендатуры, расположенное в 100 метрах от погребальных рвов, где захоронено более 20 тысяч человек, стало Домом отдыха для старших офицеров НКВД.
Также известно, что это место захоронения инокинь Евдокии Архиповой и Ольги Жильцовой, которые в селе Горетово Московской области собрали деньги на ремонт храма - за это и были расстреляны.
Читайте на канале о репрессиях:
Музей истории ГУЛАГа: репрессии, судьбы, рельсы и что-то еще
...Ее звали Ольга. Она прошла через тюрьмы, этапы и лагеря
О лагерной судьбе Нины Грин читайте статью:
Вспомним одну историю любви: Нина и Александр Грин