Куинджи родился в Мариуполе в 1841 году. После того, как он смог зарабатывать деньги, Куинджи в 1875 году женился. Биография художника раскрыта в многочисленных статьях о нём.
В 1875 году Куинджи приняли в товарищество передвижников.Через год На ежегодной выставке он представил полотно «Украинская ночь».
Астроном Н. А. Морозов отмечал, что картина "Украинская ночь" "пленила его не только своим лунным светом <...> но также, как астронома, и тем, что звезды стояли все на своем месте, в своих созвездиях, а не были случайно натыканы в разных местах, как часто бывает у других художников"
Крамской писал в письме Репину о картине "Украинская ночь":
Я — совершенный дурак перед этой картиной. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть.
Живописец много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивал верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Секрет красок Куинджи был также в высокой чувствительности его глаза к цветовым оттенкам. Он видел иначе в буквальном физиологическом смысле.
К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками.
В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — "Лунная ночь на Днепре". Успех был грандиозный:
Трудно теперь предсказать, куда пойдет пейзажная живопись, но перед ней распахнулось что-то широкое, светлое, совершенно новое, небывалое, чего никто не ожидал, о чем никто не смел думать. Какая же сила должна быть у художника, который так широко распахнул эти двери и открыл новую, неведомую область.
Картину купил Константин Романов и взял её в своё путешествие на яхте.
Имя Куинджи с тех пор не сходило со страниц печати.У этого непревзойденного мастера световых контрастов появилось много заказчиков.
В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре. В ноябре 1901 году Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку и представил картины: "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр утром".
После 1901 года никто не видел новых работ живописца до самой его смерти. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ. Куинджи так объяснил свой уход:
"Пусть лучше — только это, что есть, я высказался главным, а второстепенное, второсортное никому не нужно".
Эффект "дымки" в произведениях Куинджи.
В живописи существуют приёмы для смягчения очертаний фигур и предметов, которые позволяют передать окутывающий их воздух. Леонардо да Винчи разработал в теории и художественной практике приём сфумато, который очень трудоёмкий. В работах Леонардо один цвет мягко перетекает в другой, ни одной линии, ни одного мазка. При этом создаётся иллюзия еле заметной дымки между зрителем и изображением.
У Куинджи свои приёмы создания "дымки" в картинах.
После дождя, радуга.
Горы
Солнечный свет.
Закаты.
Море.
Море и небо в неразрывном единстве по состоянию. Вода морская, именно морская и тяжёлая, отличается от речной, в каком бы состоянии не была речная вода. Этот удивительный момент и виден на всех морских пейзажах живописца.
Супруги Куинджи вели скромный образ жизни, деньги шли на благотворительность:
в 1904 году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал Обществу художников имени А. И. Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму, в том же 1909 году он передал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. В 1909 году было основано Общество имени Куинджи — независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, а также завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 года.
Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года.