Многие люди когда-то приходят к мысли, что хватит им быть учениками, подчиненными и исполнителями, работая по найму, выполняя волю, желания и указания других людей. Что у них достаточно самостоятельности, смелости, организованности, «своих мозгов» и способностей, а также собственных желаний чтобы организовать свое дело, став хозяевами своей жизни в полной мере и они окунаются в мир предпринимательства, строя свое дело «с нуля», приобретая франшизу или покупая готовый бизнес.
Франшиза ⎯ взаимовыгодный договор купли-продажи права использования образа, логотипа, техники и технологии продаж общеизвестного бренда со всесторонней поддержкой покупателя владельцем бренда, но и существенными ограничениями для пользователя. Подробнее см. здесь
Тот, кто прошел этот путь становления с падениями и подъемами, отчаяниями и радостями, кто выжил и поднялся на достойный уровень, тот все знает сам и может рассказать много чего занятного и поучительного. Информация ниже не для него, а для тех, кто только думает или вступает на этот тернистый путь предпринимательства, тернистый, но захватывающий, эмоциональный, дающий человеку возможность понять кто он, на что способен.
Это мир возможностей, свершений, разочарований и преодолений, мир дружбы, товарищества и предательства. Все как в жизни. Надо это понимать и быть готовым ко всему. А еще нужно учиться. Учиться «вести» бизнес. Учиться предпринимательству.
Приходите учиться к нам в компанию Бойлерная. Мы профессионалы в обучении людей технике и технологии ведения бизнеса. Познакомьтесь с нами. Посмотрите отзывы наших клиентов. Приходите! Записывайтесь! Будем учить и учиться!
Где искать предложения о продаже готового бизнеса
Может возникнуть такой вопрос. И хотя владельцы бизнеса, задумавшие его продать, не очень склонны заранее афишировать свое намерение из-за боязни «распугать» клиентов и партнеров, но все же есть официальные источники таких объявлений: информационные издания, бизнес-бюллетени, газеты, специализированные сайты, биржи, такие как: https://prodazhafirm.ru/, http://biztorg.ru, alerainvest.ru и др. Кроме того, существуют компании-брокеры, которые имеют базу торгуемых готовых бизнесов. Можно воспользоваться их услугами, правда с осторожностью. Вариантов много, погуглите и найдете.
Преимущества приобретателя готового бизнеса
Действительно, покупая действующий бизнес, владелец получает значительные преимущества перед «стартапом». Сами посудите. Ведь это функционирующее производство с настроенными бизнес-процессами, логистикой, маркетингом, отлаженной схемой взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, наработанной базой клиентов и покупателей.
Это помещения и производственные мощности, работоспособный штат квалифицированных сотрудников, качество, стабильность и известность продукции, доброе имя компании, отработанные взаимоотношения с банком, проверяющими и контролирующими инстанциями (официальные и принципиальные, но добрые и человечные, наверняка). Все уже есть!
Новый владелец имеет возможность сразу получать прибыль и направить свои усилия на дальнейшее совершенствование производственного процесса и поднятие своего вновь приобретенного бизнеса на новые высоты.
«Подводные камни» при покупке готового бизнеса и как их обойти
К приобретению готового бизнеса необходимо готовиться очень серьезно и тщательно. Это вам не за картошкой на базар сходить! Последствия ошибки, невнимательности или недосмотра при изучении важных параметров сделки
могут стоить вам очень дорого: в прямом смысле лишить вас значимой суммы денег или того хуже ⎯ поставить в положение должника или подсудного лица по чужим обязательствам, проступкам и деяниям.
Что надо сделать (узнать, изучить и понимать) прежде, чем принять решение о покупке, подписать договор купли-продажи и произвести оплату продавцу:
- детально ознакомиться и проанализировать сферу деятельности бизнеса, отрасль. Может статься, что данный бизнес в данном месте или в данное время уже на пределе, исчерпал себя, изменилась конъюнктура рынка, появились более мощные субъекты-конкуренты, одним словом, вы покупаете «дохлую лошадь». Будет горько и обидно;
- внимательнейшим образом изучить все правоустанавливающие документы: учредительный договор, устав, регистрационные свидетельства, лицензии, сертификаты, членство в СРО и т. д.;
- провести качественную и профессиональную оценку приобретаемого бизнеса( в том числе и обязательно провести инвентаризацию основных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности). Очень распространенная ошибка покупателей: не могут или не делают эту важнейшую работу как надо и потом кусают локти. Ах, ах!
Увидеть реальную цену бизнесу непросто, но тот, кто сможет это сделать ⎯ убережет себя от опрометчивого поступка или, наоборот, получит большой выигрыш: вполне возможно, что продавец просто не видел перспектив развития и способов достижения новых горизонтов.
Рыночным механизмом оценить стоимость малого и среднего бизнеса пока невозможно(на открытом фондовом рынке котируются акции только крупных компаний), поэтому спецы-аналитики от экономики рекомендуют использовать следующие способы: доходный, рыночный и затратный. Суть способов можно найти в специальной литературе. Погуглите. Лучше привлечь профессиональных оценщиков;
- изучить и проанализировать данные бухгалтерской отчетности в открытых источниках. Эта информация ⎯ отправная точка в понимании финансового состояния компании. Ее можно найти бесплатно на государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности или обратиться к услугам платных ресурсов СПАРК, Контур.Фокус.
Здесь же необходимо договориться с продавцом о предоставлении им данных управленческого учета, который, как правило, скрыт от чужого взгляда, но он самым точным образом отражает реальное положение дел в организации. Анализ этой информации позволит увидеть возможные ошибки штатного персонала и недальновидность владельца компании и изменить общую оценку приобретаемого бизнеса (в лучшую сторону!);
- приложить максимум усилий(хитрости, находчивости ⎯ назовите как хотите) для выявления скрытых издержек бизнеса. Бывает и очень часто, что продавец или случайно, или умышленно «забывает» рассказать о части «мелких» допрасходов, которые в сумме складываются в большие издержки, уменьшающие прибыль и рентабельность предприятия. Ваша задача ⎯ выяснить эти «мелочи» на стадии изучения вашей покупки;
- определить способы формирования клиентской базы, ее защищенность от свободного изъятия. Это особенно важно в тех случаях, когда благополучие компании и само ее существование целиком и полностью зависит от наличия массового клиента: туризм, страхование и т. д. Имелись, и много раз, случаи переманивания конкурентами ключевых сотрудников, которые уходили вместе с клиентской базой;
- выявить все формальные и неформальные договора и договоренности с арендодателями и взаимозависимыми компаниями. Лучше и правильней будет по возможности лично встретиться с будущими коллегами, понять ситуацию и развеять сомнения или, наоборот, насторожиться: а вдруг недвижимость будет вскоре продаваться или с вами не будут продлевать договора и взаимоотношения и вы «выпадете» из группы производств. Вариантов может быть много и всяких;
- провести рассмотрение и анализ заключенных договоров, соглашений и оформленных прав на предмет их юридической состоятельности и законности. Привлеките грамотного юриста! Не жмотничайте! Очень много случаев безграмотного оформления этих самых договоров и реальная ситуация совсем не такая, что «рисует» продавец, а кроме того, часто какие-то активы компании, права собственности оформляются на родителя, тещу, сестру и т. д. Вдруг выясняются эти нюансы, но позже и начинается долгая и нудная судебная тяжба. Глупо так попасть!;
- застраховаться от рисков санкций налоговых органов. Для этого необходимо изучить и проанализировать договора и первичные платежные документы на предмет корректности и налоговой грамотности их оформления, собрать всю информацию о прошедших налоговых проверках, выявить и проанализировать сделки с ненадежными и сомнительными контрагентами, а также возможные ошибки в расчете налогов или того хуже, уклонение от налогов в крупных размерах;
- наконец, не торопиться подписать договор купли-продажи , тем более, не спешить отдавать всю сумму сделки. Возьмите себе необходимое время на внимательное изучение всех пунктов договора: все ли условия и обстоятельства передачи бизнеса учтены, не упущены ли важные и определяющие права и обязанности сторон.
Оговорены ли действующие обязательства продавца в отношении третьих лиц и заверения об отсутствии срытых долгов и правдивости информации в финансовых и бухгалтерских документах. Привлеките к составлению договора купли-продажи бизнеса доверенного юриста.
Составьте предварительный договор о постепенной передаче бизнеса в течение согласованного периода, чтобы предыдущий владелец смог полностью посвятить вас во все тонкости предприятия, а вы освоиться.
При грамотном подходе и разумной осторожности покупка готового бизнеса является пожалуй наилучшим вариантом открытия своего дела. Вышеназванные «подводные камни» помогут вам настроиться на правильный ход мыслей и действий при выборе бизнеса и его покупке. Удачи!