Найти в Дзене
Анастасия Шемонаева

Развитие лидеров

Лидеры необходимы каждой организации. Они способны организовать процессы, повести команду за собой и увеличить эффективность и прибыль компании.

Модель PAEI, которую сформулировал специалист в области управления Ицхак Адизес, - одна из самых известных в мире бизнеса. Основываясь на ней можно формировать идеальную управленческую команду. Сотни компаний во всем мире ориентируются на эту модель уже почти полвека.

Эффективная команда руководителей - это единая система, целая единица, в который каждый человек “закрывает” определенные задачи, выполняет определенную роль, ДОПОЛНЯЕТ других.

Уверена, что многие знают, на всякий случай напомним расшифровку модели, кода PAEI по Адизесу. За каждой буквой - определенная роль в команде лидеров.

P - Producer - Производитель

A - Administrator - Администратор

E - Entrepreneur - Предприниматель

I- Integrator - Интегратор

Производитель ориентирован на результат, к которому, собственно, и стремится любая компания. Он знает, как удовлетворять потребности клиентов, отвечает за качество. Знающий и целеустремленный. Отвечает за производство.

Администратор нацелен на оптимизацию использования ресурсов. Способен четко выстраивать бизнес-процессы. Методичный и организованный. Отвечает за порядок.

Предприниматель или генератор идей придумывает и внедряет новое. Помогает компании не останавливаться на достигнутом. Он всегда готов к изменениям и риску. Отвечает за предвидение.

Интегратор - лидер, способный создать общие традиции, сильную корпоративную культуру, обеспечить движение к общей корпоративной цели. Чувствующий и взаимодействующий. Отвечает за атмосферу.

Конечно, редко можно встретить такие типы руководителей в чистом виде. Важно понимать это, а еще и то, что все эти типы - не идеальны. Я уже написала о том, что они непременно должны ДОПОЛНЯТЬ друг друга, а еще каждый из них может расти и развиваться. Теперь о том, как это делать.

Самое важное для развития лидера - ОСОЗНАТЬ СВОИ ОГРАНИЧЕНИЯ, и учиться работать с теми, кто дополняет его слабые стороны.

Поэтому главная цель при обучении и развитии руководителей - не создать из каждого идеального менеджера “на все руки”, а научить их видеть и признавать свои недостатки, работать с теми людьми, кто может их дополнить, сотрудничать в сильной команде.

Разумный, опытный, умелый лидер - тот, кто трезво оценивает себя и свои сильные и слабые стороны, понимает, как экологично и эффективно взаимодействовать с другими. Он также знает и ценит сильные и слабые стороны других членов команды, помогает им развиваться. Лидер способен вести за собой коллег.

Теперь о слабых сторонах каждого типа, и о том, как работать над собой. Обратите внимание и “примерьте” на себя!

Производитель не умеет делегировать, у него могут быть трудности с коммуникацией. Что делать? Больше слушать и хвалить коллег. Меньше работать, а для этого - расставлять приоритеты. Ориентироваться на долгосрочные цели, регулярно сверяться с ними. Прописывать обязанности и делегировать. Организовывать регулярные совещания и принимать в них участие.

Администратор не готов рисковать, слишком зациклен на правилах. Что делать? ориентироваться на результат, оценивать работу, свою и коллег именно по нему. Сокращать число правил. Учиться действовать быстро, пусть и неточно. Слушать и принимать уточнения и возражения. Говорить ДА переменам. Помнить, что ни одно решение не принимается раз и навсегда.

Предприниматель часто не доводит дела до конца. У него бывает слишком много идей, трудно сосредоточиться на одной, он спешит реализовать все. Что делать? Не слишком увлекаться даже самой грандиозной идеей. Вычислить и заложить свой поправочный коэффициент реализации. Контролировать свои эмоции, вносить ограниченное количество изменений. Ценить людей, признавать их границы, давать им свободу маневров.

Интегратору сложно даются важные решения. Он думает о людях, их мнениях, их чувствах и эмоциях, а не о результатах работы. Что делать? Важно напоминать себе, что это не только люди, но и работники. Не бояться конфликтов, а видеть в них возможности. Не “гнаться” за идеальными решениями. Думать о решении проблемы, вырабатывать и отстаивать собственную четкую позицию. Думать и действовать самостоятельно, опираясь на интуицию.

Источник трудностей, неэффективной работы в команде - непонимание. Оно, увы, имеет место даже в самых сильных командах. Что делать? Еще раз повторю: изучать и принимать себя, свои сильные и слабые стороны. И приспосабливаться к собеседнику. Если вы хотите, чтобы вас поняли, понять другого - ваша первостепенная задача.