Насколько помню, вопросы тела, веса, фигуры и ее принятия волновали меня еще со школы. Даже не волновали, а тревожили, беспокоили и вводили в апатию, потому что недовольство собой было всегда. Комментарии близких по поводу “полных ног”, сравнения с другими, буллинг в школе и мода на модельные тела в студенчестве – факторов к развитию расстройств пищевого поведения сложилось достаточно. Это действительно становится проблемой, когда мысли о еде, правильных/неправильных продуктах, диетах, ограничениях, тренировках, “новой жизни с понедельника”, вина, стыд и отвращение отнимают время у жизни настоящей.
Только сейчас, проходя обучения по психологической коррекции расстройств пищевого поведения (в модальности АСТ – терапии принятия и ответственности), я смогла расставить все по местам: что у меня была нервная спортивная булимия, когда съеденное я годами пыталась компенсировать и “отработать” пробежками, домашними тренировками, занятиями в зале, танцами и тд. Спорт в моей жизни с 5 лет – спасибо за этот вклад моим родителям. Но в послеродовой депрессии он стал оружием против самой себя и наказанием.
Есть такой блогер – Наташа Давыдова, известная под ником Тетя Мотя. Многодетная жена российского олигарха. 365 дней в году она на спорте: качается с железом, плавает, на сайкле занимается, танцует, бегает, соблюдает исключительно правильное питание, демонизирует пустые углеводы, окунается в ледяную воду, любит баню. В общем, всецело любит себя и свое тело. Я была подписана на нее несколько месяцев, пока не осознала: эта орторексия (навязчивое стремление к “здоровому” и правильному питанию, ограничение целых групп продуктов) триггерит меня на срывы. Потому что я не могу быть такой идеальной. И, самое главное, не хочу.
И в одном из текстов про питание у нее как-то проскользнула фраза такого содержания: “Торт спортом не отработаешь, просто не ешь”. Как это не отработаешь? Чем же я занималась последние несколько лет?
Этот момент я решила прояснить со специалистами: фитнес-тренерами с разными подходами и образованием. Так можно ли сжечь спортом лишние калории? Есть в этом смысл, или лучше ограничиться на следующий день?
Специалист по спортивной адаптологии, сертифицированный кинезиолог Сергей Серебряков считает, что ускорять процесс жиросжигания тренировками – крайне неэффективно, при перееданиях есть смысл сократить в последующие дни количество углеводов:
Cпортивный и фитнес-инструктор, преподаватель медицинских дисциплин в Ульяновском фармацевтическом колледже Татьяна Макарова комментирует, что важен не суточный, а недельный калораж:
Мастер спорта по гиревому спорту, инструктор групповых программ и персональный тренер Виктор Тимошкин утверждает, что отработать лишние ккал можно, предпочтительный вид тренинга – функциональная высокоинтенсивная работа:
Реабилитолог, спортсмен (1-й разряд по вольной борьбе, 1-й разряд по армрестлингу, призер соревнований по пляжному бодибилдингу) Сердар Гурбанклычев добавляет, что на следующий день после перееданий не следует снижать калораж, так как организм начинает включать защитные механизмы “выживания”:
Тренер, инструктор ЛФК Алла Фролова-Каравашкина считает, что необходимо сразу рационализировать питание, а не «отрабатывать» съеденное: при интенсивной тренировке из-за неподготовленности организм не даст «сжечь» лишние калории и замедлит теплообмен и нервную регуляцию: