После ночевки в палаточном лагере"Гераклея" на живописном берегу бухты Ласпи, путь наш лежал в окрестности Ялты - Кореиз и Мисхор, к подножию горы Ай-Петри. Почему Ай-Петри? Всё просто - здесь же греки жили, вот и переводится с их языка название горы, как «Святой Петр». И высота горы впечатляет - 1234 метра. Решили подняться на Ай-Петри по канатной дороге. Длина дороги почти 3000 метров.
Канатных дорог оказалось три. Селение Мисхор сейчас включено в состав поселка городского типа Кореиз и границы между этими населенными пунктами весьма условны. На "не те" канатные дороги мы наткнулись как раз в Кореизе. Эти две канатные дороги не имеют к подъему на гору Ай-Петри никакого отношения, ибо занимаются переброской туристов из точки А в точку Б или между пляжем и отелем, или между отелем и определенным местом в Кореизе.
На нижних станциях этих двух дорог мы поочередно побывали, пока по Алупкинскому шоссе добрались до селения Мисхор и попали к нужной нам нижней станции "Мисхор-Ай Петри". Немного помотавшись по городку, вышли на Алупкинское шоссе, ведущее к нужной нам канатной дороге с названием «Мисхор – Ай-Петри». Найти нам канатную дорогу помог также указатель «Канатная дорога Мисхор – Ай-Петри». У самой канатной дороги есть свой сайт и многое перед отдельно взятой поездкой вы, конечно, можно уточнить на сайте.
Канатная дорога идет от нижней станции (86 метров над уровнем моря) через среднюю станцию с красивым названием "Серебряный Бор" (300 метров над уровнем моря) к верхней станции "Ай-Петри" (1152 метра над уровнем моря). В каждую сторону идет по одному вагончику вместимостью примерно человек 45-50.
Приехали мы к нижней станции уже после момента открытия (каждый день в 9 часов утра, если всё хорошо), но рейса первого по перевозке пассажиров еще не было, велись какие-то профилактические работы . Фото нижней станции не показываю, пусть это будет стимулом к просмотру её при поездке в Мисхор или в интернете, а вот фрагмент канатной дороги от нижней станции на Ай-Петри и машины, стоящие на парковке, покажу на вот этом снимке.
Еще метров за 400 до парковки мы встретились с хорошо организованной и опытной "сетью" предприимчивых людей. Они были очень приветливы, любезно приглашая на "более интересный вариант" и, вдохновенно рассказывая о "выгодности" их следующего предложения. Туристу предлагается поставить своё любимое авто на рядом расположенную с нижней станцией канатной дороги автопарковку. Как говорят зазывалы: "Не беспокойтесь, автомобиль никто не тронет". По понятной причине, проблем с парковкой для вас не будет ибо всё "инклюзив" потом !
Далее предлагается "не платить сейчас" и, если вы согласились, то после быстрого набора группы туристов человек до 8-15, микроавтобус стартует на "увлекательнейшую" экскурсию по дорогам заповедника и далее, по дороге-серпантину, на вершину "Ай-Петри". Альтернативой отказа опытный "зазывала" предлагал довольно "скушный" 10 минутный подъем в вагончике канатной дороги среди таких же как мы 45-50 туристов, а "сегодня еще облачно и большую часть из этих минут вы ничего не увидите кроме тумана, точнее - густых облаков".
Взвесив все "за" и "против", мы согласились. "Зазывала" подмигнул водителю темно-синего микроавтобуса ("очередная парочка твоя") и минут через 10, набрав желающих "увидеть многое", рванули навстречу впечатлениям.
По дороге молодой парень - водитель автобуса, а по совместительству "гид" уверенно, хорошо поставленным голосом, "отрабатывал зарплату", рассказывая, что мы сделали верный выбор и как пожалеют все те, кто отказался от экскурсии. После непродолжительного участка дороги по пересеченной местности, мы добрались до начала серпантина, ведущего на "Ай-Петри".
Сам дорожный серпантин включает в себя почти 300 поворотов сопряженных небольшими соединяющими повороты дорожными участками и пока их не пройдешь, на плато вершины Ай-Петри не попасть. Гид сказал, что можно пойти пешком по Кореизской тропе, но мы не ходили пока по тропе и поэтому не пишу о том, чего не "топтали".
Исторически эту дорогу (серпантин), как оказалось, строили наши русские солдаты и талантливый человек - Иван Станиславович Шишко, полковник инженерных войск, который известен также по строительству водопровода г.Ялта, планированию и активном участии в процессе прокладки нижней Магарачской дороги до Никитского ботанического сада. По величинам уклонов здесь Шишко И.С. достойно решил все вопросы, обеспечивающие движение в гору и под уклон не только пеших, но и конных экипажей, пушек. Усилий строительство дороги потребовалось колоссальное количество.
Отчасти, этим объясняется то, что дорога довольно узкая - по одной полосе в каждую сторону и движение по дороге требует пристального внимания, опыта. После прохождения наверное сотни поворотов, микроавтобус подъехал к автобусной остановке с расположенными рядом строениями (ресторанчик и что-то вроде лесного гостевого дома). Дальше ехать было нельзя и "гид" повел нас пешком. Метров через 400 нашему взору открылся водопад "Учан-Су".
Правда выглядел он совсем иначе, чем на картинке, ибо был просто пуст!
Тщетно мы пытались увидеть разлетающиеся брызги многотонного потока воды, падающей с высоты почти 90 метров. Водопад стал к сентябрю 2020 года жиденьким ручейком.
Поняв, что нас "надули", успокоили себя тем, что место красивое, как и все места в горах, а "зазывала" и водитель просто зарабатывают деньги так, как могут, а это не просто в маленьком городке. Показав нам красивейший "водопад" водитель вместе с нами вернулся к микроавтобусу. Дальнейший наш маршрут проходил по тому же серпантину с вкручиванием в повороты и через сотенку поворотов мы достигли места с расположенным здесь небольшим прудом.
На пруду есть беседка. В самом пруду много черепашек, заселенных сюда для придания пожарно-техническому пруду, эстетического вида.
Видно, что для черепах здесь - рай! А после утомительных многочисленных поворотов серпантина созерцание черепах быстро восстанавливает силы. Возможно, кого-то укачало в машине и этот пруд - хорошее "лекарство" для таких туристов.
Пруд, как рассказал наш "гид" является банальным пожарным водоемом ибо раз есть туристы, могут быть, а иногда и случаются, пожары и чем-то их надо тушить! К морю, вдруг, не спустишься! Метрах в 200 от места парковки, на склоне, течет настоящий горный ручей. Воду можно набрать или попить без ограничений, бесплатно. Кстати! Туалета здесь нет (а пора бы уже обустроить при таком-то потоке туристов), так что если вода вам понравилась, пейте на здоровье, но помните, что следующая остановка на площадке "Серебряная беседка", а это еще сотни полторы поворотов.
При отправке в дальнейший путь произошла заминка. Водитель, вдруг сообщил, что коллега -"гид" сломался, перевозя такую же группу, как наша и "надо их выручать2, а к нам уже прибыл резервный "Форд"! Старенький борт был очень похож на видавший виды УАЗ типа "Буханка" с еще более молодым водителем, крымским татарином, косящим упорно под сибиряка. "Сибиряк" любезно предложил "занять места", спросил нас о том, что "наговорил нам его коллега" (старая татарская хитрость).
Так как водитель чрезмерно шутил, пользуясь случаем, я ответил, что уехавший "коллега-водитель "просил" передать, что там, на вершине Ай-Петри он не возьмет с нас 700 руб за экскурсию и пожелает нам сказочных видов и интересного возвращения на нижнюю станцию канатной дороги уже в "скучном вагончике на 50 человек и в течение 10 мин за которые мы почти ничего не увидим".
Шутку "гид" заценил и минуты 2 переосмысливал свой словесный "репертуар" под клиента на оставшийся участок дороги с лицом, покинувшим улыбку, но через пару минут продолжил как ни в чем не бывало монолог, крутя баранку. Каждый здесь зарабатывает как может. Это для туристов "Ай-Петри" - развлечения и впечатления, а для этих парней это - довольно опасная и физическая работа. Представьте, сколько рейсов по серпантину он совершает за день, чтобы потом были деньги для семьи и еще "икорки поесть"? А ведь микроавтобусы разные. Кто водил хоть раз в горах, тот знает, чего стоит хотя бы одна поездка по серпантину!
Наконец добрались до места "Серебряная беседка" (блестит она от инея зимой на солнце, как серебро). Высота беседки над уровнем моря 865 метров. Место это находится на горе с причудливым названием Пендикюль. Здесь еще в 1894 году была установлена ротонда, которую стали называть «Серебряной беседкой». Место довольно романтическое, хотя ротонду построили в честь окончания постройки дороги Ялта-Бахчисарай, строительство которой длилось с 1865 по 1894 годы!
Все желающие могли купить рядом с ротондой горячие домашние пирожки. Пирожками торговала добродушная женщина, зарабатывающая этим вкусным ремеслом. Цены божеские. Все кто хотел, сделали незабываемые фотографии с мест откуда открывается вид на низину, горы и бесконечные облака, солнце, небо. Вот такие фотографии сделали мы. А ведь когда-то здесь бывали императоры!
Красоту места подчеркивают сосны.
Воздух чистый, прозрачный, дышится легко и после салона старого "Форда", пованивающего бензином, ощущаешь себя, как в санатории.
"Форд" бойко тащил нас к цели поездки. А вокруг была вот такая красота. Точнее, она и сейчас там, а вот мы теперь вспоминаем такие вот виды:
Это вид не из иллюминатора самолета. Это вид с окна микроавтобуса, идущего по серпантину на вершину Ай-Петри между Серебряной беседкой и вершиной Ай-Петри. Последний участок серпантина прошли быстро, оказавшись на выжженном солнцем плато. "Форд" остановился и к "сибиряку" заглянул "сородич", "выдав его с потрохами", ибо произнес занятную фразу примерно следующего содержания: "Уважаемые гости, вы устали с дороги и можете отказаться от моего предложения и поехать дальше. Водитель довезет вас до самой верхней станции канатной дороги, до нее примерно 700м, но если вы согласны, то я приглашаю вас в наше кафе, где я предложу вам отличный обед. У вас будет возможность попробовать замечательные блюда крымско-татарской кухни и если вам хоть что то из блюд не понравится, мы не возьмем с вас ни копейки. Независимо ни от чего, мы бесплатно отвезем вас к верхней станции после обеда. Здесь же находится первая смотровая площадка и вы сможете сделать красивые фото. Добро пожаловать в наше кафе...!".
А надо сказать, что попробовать крымско-татарских блюд ой как хотелось еще в середине пути! Как ни странно, несмотря на двух женщин сзади, смотрящих, как удав и жертва друг на друга, говорящих друг другу: "Правда мы туда не пойдем? Нет? Да зачем, да я там уже была, давно...", моя жена меня поддержала, мы покинули ставший почти родным за триста поворотов серпантина "Форд" и прошли в кафе. К нашему удивлению, персонал целой группы кафе были просто молодцами! Одно кафе переходило в другое буквально - через общую стенку. Но сначала мы посмотрели на окрестности.
Здесь на плато стоят мачты с ретрансляторами сотовой связи.
Вот так выглядит первая смотровая площадка рядом с кафе.
Здесь, на высоте более километра немного, но есть люди, которые здесь живут если и не круглогодично, то большую часть времени.
Вершина Ай-Петри - плато довольно большой площади.
Площадь плато столь велика, что с трудом вериться, что ты более чем в 1 км над уровнем моря, здесь есть даже свои указатели.
Насладившись видами, вернулись в кафе. Проблем с туалетом или водой в кафе не оказалось. Нам и еще одной паре не пришлось долго ждать деловито снующих мимо официантов и томительно ждать заказанное "золотое" блюдо. Здесь по татарски гостеприимно. К нам сразу вышла симпатичная девушка-официант, помогла сориентироваться в меню. Причем сесть можно было по-европейски, а рядом было всё обустроено в национальном стиле. Мы с удовольствием взяли блюда "от шефа".
Поели супа из лапши с кусками курицы, манты с салатом из свеженарезанных тонкими кольцами красного крымского лука и кольцами помидор, посыпанных очень легко красным перцем. Вкусно поев, выпили вкусного зеленого чаю. Никаких тебе кондиционеров и сплит-систем, только чистый горный воздух Ай-Петри, приправленный запахами вкусной крымско-татарской еды. Закончив трапезу, от души поблагодарили сотрудников кафе, особо отметив вкус мантов. Тепло попрощались с этими гостеприимными людьми и уже через минут 10 были на площадке у верхней станции канатной дороги.
Пройдя рыночек, попадаешь на небольшую площадь с расположенным здесь мангал-кафе "Верхнее". Виды из окон кафе фантастические.
Верхняя станция канатной дороги - это очень сложное в техническом плане сооружение.
Станция частенько остается выше облаков!
Интересно и то, что канатная дорога "Мисхор-Ай-Петри" имеет одни из самых протяженных безопорных участков.
Рядом со станцией можно постоять у перил и поглазеть на виды внизу. Походив по краю площадки, и, сделав ряд снимков, решили в этот раз не наполнять "ведра адреналином", пытаться пройти со страховкой по висячему мосту на один из "пальцев" группы скал "Зубцы", ограничившись вот такими фото.
На фото ниже виден склон "Ай-Петри" и создается впечатление, что можно перелезть через перила и просто спуститься вниз. Но это - оптический обман! Уклон довольно крутой и здесь можно легко свернуть шею.
Далее проскочили импровизированный рынок сувениров и более серьезных вещей типа папах и бурок на любой вкус, горного меда и много еще чего, прошли на верхнюю станцию, купили билеты на спуск вниз.
Минут через 20, пройдя осмотр вещей почти, как в аэропорту, мы оказались на площадке посадки/высадки верхней станции "Ай-Петри".
Организована работа по перемещению пассажиров канатной дороги довольно строго и четко. И это правильно, ибо это технически сложный и опасный вид транспорта. Помимо технического персонала на каждой такой станции работают крепкие парни - горные альпинисты, они то и "рулят" группами пассажиров, сопровождая туриста с момента вхождения на каждую из трёх станций.
Один из представителей персонала обязательно сопровождает группу пассажиров, находясь с ними в вагончике, внимательно проверяет степень закрытия и открытия дверей на каждой станции, доверяя, но проверяя работу автоматики. Вагончик стартанул вниз и я успел сделать несколько фотографий.
И минуты через две мы начали погружаться "в молоко".
Вынырнули из облаков на подъезде к промежуточной (средней) станции
- "Серебряный Бор", имеющей парковку для автомобилей.
Вид со средней станции в сторону нижней.
Не удержался и сделал несколько снимков могучих колес, приводящих в движение транспортные (несущие) канаты.
Вот так к станции подходит вагончик со стороны нижней станции.
Вагончик на силовой канат крепится так, как показано на снимке ниже. Всё сделано с запасом по надёжности.
Несущая конструкция между канатом и вагончиком тоже достойна снимка.
Здесь мы вышли в промежуточную зону, давая туристам, вошедшим здесь, пройти на ту часть линии, которая вела на вершину Ай-Петри.
Минут через 10 процедура посадки в вагончик повторилась. Вагончик бодро понес нас дальше, к нижней станции, а через стекло окна вагончика удалось сделать вот такие снимки виноградников и побережья.
Еще минут через 5 пути, мы оказались на нижней станции канатной дороги. Чистое время спуска составило примерно 15 минут (не считая времени на высадку/ожидание/посадку в вагончик на средней станции).
Впечатлений получилось много. Выйдя из нижней станции, прошли на парковку и наш "Круз" повез нас навстречу с достопримечательностями Ялты, Ливадийским, Воронцовским, Юсуповским дворцами. Но об этом в другой статье моего канала.
Если понравилась статья, ставьте пожалуйста лайк!