Найти тему

Жалеть или сострадать

Оглавление

Многие люди думают, что сострадание и жалость - это одно и то же. Но это совсем не так. Их разделяет целый мир. Более того, их воздействие на людей, которые их испытывают или которые являются объектами этой жалости или сострадания, совершенно различно.

Мы можем испытывать жалость к тому, кто чувствует себя хуже нас, к тому человеку, которому не так повезло, к тому, кто не сумел осуществить свои мечты и был избит жизнью. И если мы отождествляем себя с этой картиной, мы можем даже почувствовать жалость к самим себе. Однако жалость - это тупик, а сострадание - это окно надежды.

Корни жалости

Аристотель считал, что жалость - это эмоция. На самом деле нам больно видеть, как кому-то другому приходится нелегко. В каком-то смысле мы сопереживаем его боли. Мы чувствуем печаль. Иногда и гнев тоже. Однако мы редко что-либо делаем.

Жалость также связана с бездействием. Это заставляет нас видеть боль других с психологической дистанции, которая часто заставляет нас чувствовать себя на более высоком уровне, как будто в определенном смысле мы были в безопасности от несчастья других.

Когда мы чувствуем жалость, мы ставим себя выше этого человека, либо инфантилируя его, либо делая его несчастной жертвой. Мы считаем, что он не может ничего сделать самостоятельно, чтобы выйти из этого плачевного состояния, и он нуждается в “спасителе”.

На самом деле, жалость может привести нас к увековечиванию страданий других и наших собственных. Если мы чувствуем жалость к человеку, мы можем быть не совсем честны с ним, и даже если мы осознаем его проблему, мы не поднимаем ее, потому что думаем, что он не сможет ее вынести.

К сожалению, многие люди также поддерживают отношения, которые уже не удовлетворяют и не развиваются, не понимая, что компания из жалости не смягчает одиночество, а увеличивает внутреннюю пустоту. К сожалению, мы не указываем на ошибки другим и закрываем глаза на их ошибки, тем самым отягощая их возможности роста.

Поэтому жалость также оказывается изнурительной для тех, кто ее испытывает. Он истощает их энергию, связывая их руки и ноги, чтобы помешать им помочь другому человеку решить проблему. Таким образом, жалость обычно приводит к появлению все более беспомощной жертвы и страдающего спасителя.

Путь сострадания

“Жалость коренится в страхе и чувстве высокомерия и снисхождения, иногда даже в приятном чувстве.” Я рад, что это не я"", - объяснил Согьял Ринпоче. Развитие сострадания подразумевает признание того, что мы все равны и что мы страдаем одинаково, это уважение к тем, кто страдает, и знание того, что человек ничем не отличается от других и не превосходит их. Когда нам удается развить такое отношение, наша первая реакция на страдающего человека-не простая жалость, а глубокое сострадание.

В то время как жалость отдаляет нас от человека, который страдает, сострадание приближает нас. Не случайно в тибетской иконографии Авалокитешвары Будда сострадания обычно изображается с тысячью глаз, которые видят боль во всех уголках Вселенной, но также и с тысячью рук, чтобы помочь всем, кто в этом нуждается.

Сострадание делает более человечными тех, кто его предлагает, и тех, кто его получает. Это заставляет нас чувствовать себя ближе к этому человеку, потому что мы узнаем себя в нем, мы понимаем, что могли бы быть совершенно на его месте. И это побуждает нас действовать, чтобы, насколько это возможно, облегчить их страдания. Сострадание более благородно, грандиозно и проактивно, чем жалость. На самом деле, “Сострадание не является подлинным, если оно не активно”, как указал Согьял Ринпоче.

Когда мы чувствуем сострадание, мы не осуждаем. Мы не ставим себя на более высокую ступеньку и не делаем вид, что решаем, что правильно, а что нет. Мы просто ставим себя на место другого человека и поддерживаем его. Сострадание подразумевает не то, чтобы видеть в других жертв, а то, что они являются активными субъектами своей судьбы. Нам не нужно становиться их спасителями, а только помогать им выйти из этой ситуации.

Интересно, что сострадание - это дорога с двусторонним движением, потому что, помогая другим, мы помогаем себе. Этот подлинный подход душ порождает состояние благополучия, благодарности и счастья. Как писал американский поэт Стивен Левин:

“Когда ваш страх касается чьей-то боли, он становится жалостью, когда ваша любовь касается чьей-то боли, она становится состраданием.”