Нередко читаю утверждения типа "Смиритесь, вашего ребёнка не социализировать" и прочие оригинальные (нет) мнения. И всё больше прихожу к выводу, что люди, козыряющие социализацией и прочими подобными вещами, не понимают о чём говорят. Так что давайте разбираться.
Что такое социализация?
Ниже, чтобы не голословить и не растекаться в личных мнениях/суждениях, вырезка из Большой советской энциклопедии (если мелкий шрифт - ткните на определение для увеличения картинки):
Кому не нравится БСЭ, предлагаю открыть любой другой толковый словарь - там будет то же самое другими словами. В общем, социализация означает, что человек может работать, обходиться без посторонней помощи, понимает и не нарушает общественные нормы. ВСЁ.
Теперь рассмотрим условия социализации по отдельности - на чём они основываются?
Работа и самообслуживание
В идеале сюда нужен хороший интеллект, поскольку именно он основа обучаемости различным навыкам/знаниям.
По статистике 50% аутистов и детей с ДЦП имеют нормальный интеллект. Статистика по алалии мне не попадалась, но в литературе и в общении со специалистами неоднократно встречала информацию, что эти дети в подавляющем большинстве интеллектуальная норма. Их ум, если и страдает, то вторично - либо из-за ну очень сильных проблем с речью, либо потому, что ребёнок значительно отстал, пока взрослые ждали "сам заговорит/запонимает".
Некоторые дети с нарушениями развития, увы, имеют умственную отсталость (УО) и от этого никуда не деться. Однако, тяжёлая УО, где учить правда тяжело, ребёнок слюни пускает и под себя ходит, встречается редко. Куда чаще (70-80% случаев) можно наткнуться на лёгкую форму. Такие люди несколько наивны, простодушны, неспособны к длительному планированию. Но они вполне обучаемы простым профессиям типа повара, швеи, дворника. Им под силу освоить чтение, письмо, арифметику без изысков. Это не предел мечтаний, но для "обслужить себя" и выполнить социальный долг в виде самостоятельной жизни, заработка и отчисления налогов, вполне достаточно.
Конечно всегда остаются варианты типа "ничего не сделать", как бы родитель не бился и не старался. Однако, вопреки расхожему мнению, это не аксиома, а всего ОДИН ИЗ вариантов, причём не самый частый. Примерно в 70% случаев малышу точно можно дать образование, которое поможет с работой и самостоятельностью, выполнив тем самым это условие социализации.
Адекватное социальное поведение
Порой вижу вещи типа: "Такие дети асоциальны! ". Что ж, эти голословные утверждения "интересны" дальше некуда, но, возвращаясь к словарю, я напоминаю, что за социальным поведением не стоит ничего, кроме соблюдения норм и правил общества, в котором мы живём. И если какой-нибудь аутист придерживается правил, не нарушает общественный порядок, то нет причин говорить, что он асоциален.
А вот неработающий алкоголик, портящий общественное имущество - асоциален.
Наркоман, ворующий деньги на дозу - асоциален.
ЗЭКи, проворачивающие разводы от "службы безопасности Сбербанка" на наивных гражданах - асоциальны.
Невоспитанные подростки, разрисовывающие стены мужскими половыми принадлежностями - асоциальны.
Я могу привести ещё много примеров, но, думаю, основную концепцию вы поняли - любой человек, идущий против установленных правил и причиняющий вред чужому имуществу, другим людям просто так или ради собственной выгоды, асоциален.
Людей НЕ делают асоциальными болезни, инвалидность или нарушения развития. Людей делают асоциальными их ПОСТУПКИ.
Справедливости ради отмечу, что я не ношу розовых очков: выстроить понимание и соблюдение социальных правил у ребёнка с особенностями развития безусловно сложнее. Эти дети обычно очень возбудимы, у них страдает эмоционально-волевая сфера. Даже с нормальным интеллектом им трудно противостоять своим "хочу" или каким-то дискомфортным ощущениям, так как не развита воля, а порой и внутреннее понимание зачем это делать.
Но "сложнее" не значит "никогда не...". Нужна долгая, системная работа и... умение смотреть на мир глазами своего ребёнка, а не слепо навязывать ему правила поведения "шоб как все". Социализация идёт куда успешнее, когда малыша не просто ломают об колено, а пытаются понять, что стоит за тем или иным поведением, думают, как можно нежелательные поступки устранить или заменить на что-нибудь приемлемое.
Объясню на примере. У детей с РАС часто бывает неадекватная кожная чувствительность. Если вы будете постоянно напяливать на такого ребёнка трущие штаны, то конечно он будет стремиться их снимать, в том числе и на улице. На первый взгляд со стороны покажется: "Ах! Какое это асоциальное поведение - неадекватный аутист снимает штаны и бегает в трусах!" Но если вникнуть в ситуацию глубже, то кто в этом виноват и кто по-настоящему неадекватный? Взрослый дундук, одевший на ребёнка с высокой чувствительностью неудобную одежду, или малыш, который не может это носить потому, что чувствует боль? А дали б нормальные штаны, не было бы никаких забегов в трусах.
Этот принцип работает пусть не во всех, но во многих случаях "асоциального" поведения - найти причину почему ребёнок так себя ведёт, исправить её или дать ему адекватную замену. Просто надо самому быть волевым, наблюдательным и понимающим, а не только требовать этого от ребёнка.
Итог: добьётесь хорошего уровня интеллекта, умения себя обслужить и соблюдать правила - добьётесь и социализации.
Для детей с особенностями развития это трудная, но не немыслимая задача.
О прогнозах
Отдельный пунктик о тех, кому очень надо влезть в чужую семью и поучить, что делать с ребёнком со своим "Он никогда не сможет/не будет/не получится/у вас не выйдет".
У моего сына была сенсомоторная алалия (он не понимал речь и не говорил). Когда ему было 1,8, одна из его неврологов с видом "всё пропало" мне сказала: "Не ждите ничего хорошего - возможно умственная отсталость". В 6,2 он сдал тест Векслера на 103 балла - он норма.
Про сенсомоторную алалию я тоже много чего наслушалась - и что такие дети никогда не заговорят, и что у них это плохо, то ещё хуже, их тяжело учить. Но в итоге сын говорит, понимает, умеет и знает всё, что знает норма, а местами и больше.
Поэтому я не понимаю прогнозов и никогда не пойму. И к прогнозистам ввиду того, что ни одно предсказание не оправдалось, а слёз над ними было пролито немало, я тёплых чувств отнюдь не испытываю. Чем меньше ребёнок, тем больше прогнозы вилами по воде писаны. Во многом именно от родителя зависит оправдаются они или нет. А посидеть на лавке потому, что "он никогда не...", всегда успеется.
Спасибо, всем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
О том, почему люди с аутизмом плохие лжецы и как это может мешать им социализироваться
Нарушения развития ребёнка могут не только забирать ресурсы, но и что-то давать взамен