Ну начнем с того, что в самом названии темы уже кроется ошибка. Никакой «моды» стиля гранж, конечно же, не существует. Все эти фланелевые рубашки, рваные не от хорошей жизни джинсы, кеды или тяжелые армейские ботинки – это была повседневная, практичная и удобная одежда для тех краёв, где и зародился гранж, то есть в Сиэтле и его окрестностях.
Наконец, самое главное. В самой эстетике гранжа не было ни грамма показушности, вызова или протеста. Это была музыка мрачных, потерянных, одиноких молодых людей, которые как раз очень не хотели привлекать к себе лишнего внимания.
В субкультуре хиппи моды и модного было очень много. Все эти фенечки, украшения, этнические прибамбасы до сих пор вдохновляют модельеров. Пришедший следом панк провозглашал себя анти-модой. Но в самой этой формулировке, согласитесь, уже есть поза и протест. И внешний вид панков был максимально нацелен на то, чтобы вывести из себя окружающих. Ирокезы, кожаные куртки, металлические цепи… Ребятам из гранжа всё это было не нужно. У них и какой-то фундаментальной идеи, вроде хиппарского «мира во всем мире» или панковской «анархии» не было.
Впрочем, несмотря на все старания, отдельным направлением в мире моды гранж все-таки стал. Есть целые линейки одежды в этом стиле. Причем своей актуальности с годами не теряют.
Что же отличает стиль гранж? Попробуем разобраться!
Начнем, пожалуй, с цветов. Преимущественно это темные, приглушенные тона черного, серого, коричневого, синего и темно-зеленого. И, конечно же, клетка. Много клетки. Из светлой палитры допускается только белый, и то в виде исключения из правил. Объясняется всё просто. Сиэтл – это вам не Калифорния. Тут, батенька, грязновато. Можно и запачкаться. Да и музыка гранжа, как мы уже говорили, была мрачной и нелюдимой, поэтому было бы странно ждать от её адептов чего-то яркого и радужного.
Еще один момент – поношенность, мятость, небрежность внешнего вида. И тут тоже никаких секретов нет. Бедные музыканты просто не могли позволить себе ничего другого. Одежду закупали в сэконд-хендах или на барахолках Армии спасения.
Фирменная гранжевая многослойность и мешковатость в одежде, когда поверх майки одевался растянутый свитер, потом шерстяной джемпер и куртка – тоже не от хорошей жизни. В Сиэтле климат холодный и непредсказуемый. Поэтому одежду носили слоями, как капусту. А если вдруг потеплеет, всегда можно что-то снять или повязать вокруг поясницы.
Ключевые элементы стиля – фланелевая рубашка, рваные джинсы и кеды. Вот вам, в общем-то, и Курт Кобейн получился. Но это он просто чаще других мелькал на страницах газет. А так – более или менее все одевались похожим образом.
Фланелевые рубашки – излюбленная униформа местных лесорубов. Папаш тех самых трудных подростков, которые, сбиваясь в стаи, и рубили ту самую особую тяжелую музыку, которую позднее назвали гранжем. Джинсы рвались не на заводе, конечно, а от частых прогулок по лесам и полям. Кеды – самая удобная обувь летом. Зимой она, как правило, менялась на громоздкие армейские ботинки.
У девочек немного по-другому. Один из основных принципов – совмещение, казалось бы, несовместимого. Легкое платье в цветочек с джинсовой курткой и громоздкими ботинками. Потрепанная мужская футболка на пять размеров больше с пышной юбкой. Черное коктейльное платье-футляр с бесформенным кардиганом крупной вязки и опять же тяжелой обувью. Футболка, джемпер и куртка разной длины, выглядывающие друг из-под друга. Особо ценится сочетание несочетаемых тканей. Кружево и хлопок, шифон и грубая шерсть, кожа и шелк. Мелкие детали, закрепляющие образ – не подшитые края одежды, торчащие нити, потрепанные дыры и заплаты.
Гранж, который развивался как самобытный и изолированный от большого мира жанр, в конце 80-х и начале 90-х неожиданно, в том числе для самих музыкантов, взорвался сверхновой и стал популярен на весь мир. Миллионы свежеиспеченных поклонников немедленно стали копировать и внешний вид своих кумиров. Неудивительно, что на всю эту движуху обратили внимание дельцы от мира большой моды.
Первым коллекцию в стиле гранж выпустил креативный директор женской линейки компании Perry Ellis - Марк Джейкобс. Это было в 1993 году. И в буквальном смысле вытянул лотерейный билет. Показ коллекции стал главным событием в модном мире, одежду моментально раскупили. И потребовали еще. В итоге Джейкобс открыл собственную фирму и сосредоточился только на гранже. В 97-м году его компанию за баснословные деньги купил «Луи Виттон».
После этого кто-то сказал – гранж окончательно умер, стал частью коммерческого мира, чему он изо всех сил сопротивлялся. А я думаю, ничего плохого в этом нет. Гранж продолжает жить, пускай и во внешней атрибутике. А главное, напоминает нам о замечательной музыке, которая уж точно никогда не умрет.