Подмастерье Родена и учитель Модильяни, один из выдающихся абстрактных скульпторов, которого знали по обе стороны Атлантики. Рассказываю о Константине Бранкузи, скульптуры которого, принимали за порнографию и кухонную утварь.
Константин Бранкушь родился в 1876 году в небольшом румынском селе Хобица. Чтобы как-то заработать на хлеб устраивается к купцу-гончару. Именно в это время он начал понемногу вырезать из дерева и учиться лепить из глины. В 25 лет, доведенный до отчаяния нищетой и отсутствием интереса к своим работам, покидает родину и с одной котомкой за плечами отправляется в Мюнхен, а затем в Париж.
Уже через пару лет одна из его скульптур была отобрана для выставки в парижском Салоне. На нее обратил внимание, к тому времени уже именитый мастер, обладатель всевозможных наград и званий, член жюри Салона - Огюст Роден. Он пригласил молодого скульптора к себе в мастерскую, где 50 избранных помощников десятками отливали «Поцелуй» и «Мыслитель» для частных коллекций и городских парков. «В тени больших деревьев ничего не растет», — объяснял позже свое решение Бранкузи. Он оставил завидное место уже через месяц и отправился в самый сложный и отчаянный поиск, поиск собственного языка и собственного художественного мира.
Бранкузи достаточно быстро нашел «свою» публику. Его работы выставлялись вместе с произведениями Пабло Пикассо, Марселя Дюшана, Анри Матисса и других художников. Но не обошлось и без скандала. В 1920г. на «Салоне независимых» Бранкузи выставил скульптуру «Принцесса X». Чиновники не разрешили открыть выставку пока работа Бранкузи не была снята с показа, объяснив это тем, что она слишком явно напоминает фаллос. «Это всего лишь женщина, в которой я пытался выразить сущность вечной женственности», - пояснял Бранкузи.
Еще одним ценителем женских форм был Амедео Модильяни. Познакомившись однажды с Бранкузи, он отложил холст и краски и занялся скульптурой. Он создавал головы похожие на африканские маски. И представив их на выставке, заменил электрический свет на свечи. В полумраке скульптуры были похожи на ожившие идолы.
В 1922г. в Нью-Йорке была организована выставка, на которой Бранкузи не мог присутствовать. Организаторы любезно прислали ему фотографии. Для него это был шок. Экспозиция, свет – все было - не так. После этого случая Бранкузи загорелся идеей организации выставок в пространстве собственной мастерской. Учителем по фотографии у него был сам Ман Рей. В наследство нам досталось около полутора тысяч фотографий, которые в последствии помогли реконструировать экспозицию.
В 1926г. должна была быть организована выставка Бранкузи. С американской стороны ее курировал Марсель Дюшан. Но на таможне скульптуру «Птица в пространстве» не пропустили и потребовали выплатить таможенный сбор в размере 40%, как за «Кухонную утварь и больничные принадлежности». «Произведение искусства должно быть изготовлено при помощи резьбы или литья, имитировать природные объекты, чаще всего формы человеческого тела». Долгая тяжба закончилась победой Бранкузи над американским законодательством. Статья была признана устаревшей. «В наше время развивается так называемая новая школа в искусстве, чьи представители пытаются изображать абстрактные идеи, а не подражать природным объектам. Независимо от того, нравятся нам эти новые идеи и школы или нет, мы считаем, что факт их существования и их влияния на мир искусства должен быть учтен и признан судом».
В 2005г. «Птица в пространстве» стала одной из самых дорогих работ, проданной на аукционе Christie`s.
Как всегда, делитесь своими впечатлениями в комментариях. Если хотите написать мне лично, добро пожаловать в чат " Культурная болталка "
Спасибо, что подписываетесь на мой канал, с вами ваша "Культурная кричалка"
#енка #культура #искусство #скульптура #знаменитости #авангард