Вряд ли найдется сегодня человек, который не слышал или не читал про «Титаник» все, что только можно. Однако по сей день есть факты и истории, которые знают далеко не все. Одна из них — про Чарльза Джона Джокина, главного пекаря единственного рейса корабля, затонувшего 14 апреля 1912 года.
Чарльз настолько любил выпить, что проводил за этим занятием все свободное время. На «Титанике» как у старшего, в подчинении у которого было аж тринадцать пекарей и кондитеров, ему полагалась своя каюта. Злые языки рассказывают, что он умудрился протащить в нее самогонный аппарат. Было это или нет, подтверждений я не нашел, да это и неважно. На корабле и без самогонного аппарата хватало спиртного, чем Чарльз Джокин регулярно и пользовался.
В тот трагический день, когда корабль столкнулся с айсбергом, в 23.40 Чарльз находился в своей каюте, предаваясь любимому хобби. Почувствовав удар, он немедленно вышел узнать, в чем дело. С верхней палубы передали, что старшие офицеры готовят к спуску на воду спасательные шлюпки. Чарльз как старший пекарь немедленно принял меры. По его инициативе тринадцать подчиненных были отправлены на палубу, чтобы разнести по лодкам провизию в количестве четырех буханок хлеба на каждую.
Сам Джокин невозмутимо последовал за своими ребятами, чтобы выяснить, чем еще он может помочь. Примерно в 0.30 он присоединился к старшему офицеру Генри Уайлду на спасательной шлюпке №10 и начал помогать женщинам и детям садиться в шлюпку. Дамы, как водится, поначалу устроили истерику, бросились из шлюпки на палубу и отказались садиться, заявляя, что на корабле чувствуют себя более защищенными, чем в болтающейся на тросах лодке. Крен был еще не очень ощутим, и палуба действительно казалась устойчивой и надежной.
Так же спокойно Джокин вылез из шлюпки обратно на палубу и молча насильно по одной поднимал женщин и их детей, запихивая бедолаг обратно в шлюпку. Когда лодка была полна, Чарльза назначили командиром спасательной шлюпки №10. Казалось бы, такая удача и возможность совершенно официально спасти свою жизнь выпала немногим членам команды, но Джокин невозмутимо заявил, что в шлюпке уже есть два матроса и один стюард, а потому еще командиры ей не нужны, и уступил свое место другому человеку.
Чем не подвиг? По мне, так такого человека нужно было бы увековечить в бронзе. Однако на этом дело не закончилось. Убедившись, что шлюпка благополучно отплыла от корабля, Джокин спустился к себе в каюту, дабы «выпить каплю ликера». Позднее выяснилось, что это была половина стакана чистого ликера, но для профессионала это действительно могла быть капля в море.
Когда он, надев спасательный жилет, вернулся на палубу, все шлюпки уже были в воде и его помощь была не нужна. Тогда он спустился на палубу «А» и начал методично выбрасывать за борт деревянные шезлонги, всего количеством более пятидесяти. Вы думаете, что он был мертвецки пьян и так развлекался? Совсем нет. Впоследствии оказалось, что эти шезлонги спасли многие жизни, т.к. плавали вокруг и некоторым пассажирам удалось на них взобраться, как на маленький плотик и дождаться помощи.
Затем, по словам Джокина, он отправился в кладовую попить воды. Неизвестно, сколько и чего он там выпил, но в это время корабль стал ломаться пополам и Чарльз с запасом виски во фляжке вышел на кормовую палубу. Вскарабкавшись на правый борт палубы, он ухватился за поручень так, чтобы висеть снаружи корабля, а когда корма стала уходить под воду, просто перебирал руками по поручню, оставаясь над водой до последнего.
Провидению было угодно сделать так, чтобы в этом месте от уходящего под воду корабля не образовалось воронки, которая обычно засасывает людей вместе с корпусом судна. Чарльз медленно погрузился в воду ногами, даже не замочив головы. Возможно, это его и спасло от переохлаждения, а может быть, в нем было столько алкоголя, что холода он практически не ощущал. Периодически потягивая виски из фляги, Чарльз пробыл в воде почти два часа, прежде чем рассвело и он заметил шлюпку с людьми.
Места в шлюпке не было, но повар Айзек Мейнард узнал коллегу, протянул ему руку и держал Джокина до тех пор, пока не подошла спасательная шлюпка с корабля «Карпатия». В результате он спасся, отделавшись лишь сильно опухшими от длительного нахождения в холодной воде ногами.
Вообще любой врач знает, что алкоголь только усиливает риск гипотермии, но в случае с Чарльзом Джокином этого не случилось. Возможно, небеса так отблагодарили честного, порядочного и великодушного кондитера.
После «Титаника» Джокин служил еще на множестве разных судов, причем умудрился пережить невредимым еще одну катастрофу, когда в Бостонской бухте затонул эсминец «Орегон», на борту которого Чарльз работал в то время. Потом он служил на военных транспортных кораблях во время Второй мировой и вышел в отставку в 1944 году. И только 9 декабря 1956 года в возрасте 78 лет по иронии судьбы с отсрочкой в 44 года все же умер от воспаления легких. На его могиле написано «Пекарь с „Титаника“».
Царствие ему небесное! Прекрасный был человек!