Сейчас добиться кинопопулярности проще, чем когда-то: достаточно предварительно стать "звездой" интернета и известных телепрограмм. В кино снимаются певцы, телеведущие, бывшие КВН-щики и резиденты "Comedy Club". Они не учились в театральных вузах, не постигали азов актерского мастерства у известных деятелей искусства, не прошли через сито конкуренции среди других талантливых артистов. Просто сразу зашли в кино с другой стороны.
К сожалению, многие продюсеры руководствуются мнением, что зрители идут в кино поглазеть "на мегапопулярное лицо", а что оно там делает - дело десятое. Конечно, лучше всего, если это лицо играет самого себя ("камео") - так вреда для фильма минимум. Но часто руководители кинокартин все же рискуют качеством и приглашают таких "звезд" на главные роли.
Однако не будем сейчас заниматься критикой этих новоявленных киноартистов, заметим лишь, что и в прежние времена бывали случаи, когда люди становились знаменитыми актерами без заветной корочки профильного вуза.
Кто же это?
В первую очередь назовем гениального Иннокентия Смоктуновского.
Он "поздновато начал" из-за того, что голодное детство, война и немецкий плен не позволили ему вовремя поступить в театральный вуз. После недолгой учебы в студии при Красноярском драматическом театре Смоктуновский набирался опыта в тех краях, "дальше которых не ссылали", например, в Заполярном театре драмы в Норильске, где служили в основном заключенные. Потом - театры Грозного, Махачкалы, и лишь впоследствии, при поддержке друзей-актеров, сумевших разглядеть его талант - Москва. Известным он стал уже в 32 года, после премьеры "Идиота" в БДТ.
Другая популярная советская актриса, не учившаяся в театральном учебном заведении - это Ия Саввина.
Она закончила факультет журналистики МГУ. В актрисы Ию привело участие в студенческом театре университета. Однако это была не просто студия студенческой самодеятельности, а старейший театр Москвы, который сейчас стал государственным бюджетным учреждением культуры (театр МОСТ - Московский открытый студенческий театр). После этого Саввина стала служить в ведущих театрах Москвы, сниматься в кино, а в журналистику так больше и не вернулась.
Не было актерского образования и у Семена Фарады.
Он закончил МВТУ имени Баумана по специальности инженер-механик, но всю жизнь мечтал о театре. Поэтому и во время воинской службы, и позднее, работая по специальности, Семен искал любые возможности играть на сцене. Занимался в театральных и эстрадных студиях, а впоследствии пришел на телевидение, где стал популярен в роли печального клоуна в детской программе "АБВГДейка". Позже он сыграл свои первые заметные роли в кино, стал служить в Театре на Таганке. А роли в знаменитых фильмах Эльдара Рязанова и Марка Захарова сделали его поистине популярным и всенародно любимым.
Вера Глаголева начала сниматься сразу после школы.
Очень быстро заметил и оценил Веру ее будущий муж, кинорежиссер Родион Нахапетов. Она вела себя очень естественно в кадре, что подкупило и режиссера, и зрителей. Актерского образования Вера так и не получила, хотя много снималась в кино, а впоследствии сняла несколько фильмов как режиссер.
Татьяна Друбич по специальности врач.
Дебютировала она в 12 лет в кинофильме "Пятнадцатая весна" И. Туманян, а спустя два года снялась в знаменитом фильме Сергея Соловьева "Сто дней после детства". В течение многих дальнейших лет Татьяна, став уже женой Соловьева, совмещала врачебную деятельность со съемками в кино и никак не могла сделать окончательный выбор в профессии. Сейчас она занимается благотворительностью, но иногда возвращается к съемкам.
Сергей Бодров - младший тоже не учился на актера, однако его факультет имел непосредственное отношение к искусству. Это исторический факультет МГУ, отделение истории и теории искусства.
Иногда Сергей играл эпизодические роли у своего отца, кинорежиссера Сергея Бодрова - старшего, который как раз и отсоветовал ему в свое время поступать в театральный. Позднее сын замечал, что историческое образование дало ему многое в постижении профессии режиссера и киносценариста.
Кстати, именно он открыл для публики Оксану Акиньшину, которая долгое время не имела образования вообще.
Школу она закончила со справкой ("прослушала курс"), правда, несколько позднее все же аттестат получила. Сомнительный образ жизни в подростковом возрасте, впрочем, не помешал ей построить заметную кинокарьеру. Все-таки есть у Оксаны талант, причем незаурядный.
Итак, без актерского образования стать знаменитым можно, но на деле удается это единицам - у кого есть, помимо таланта и огромного желания, еще и харизма, индивидуальная внешность и трудолюбие, а главное - удача и способность оказаться в нужное время в нужном месте. И умение всем этим воспользоваться.