В этой статье я расскажу об эксплуатации газовых приборов на камбузе автодома.
Как уже неоднократно говорилось ранее, я ориентировал свой автодом на максимально доступное и бюджетное, но при этом надёжное и проверенное временем оборудование.
Камбуз было решено оборудовать двухконфорочной газовой плитой "Гефест", имеющей так же встроенный духовой шкаф (тоже газовый, разумеется).
Для работы плиты использовался пропан в двух баллонах объёмом 27 литров.
Вот несколько правил, которые я строго соблюдал при постройке и которых мы придерживались после в процессе эксплуатации.
1. Обязательное наличие запасного баллона.
Газ в баллоне имеет весьма противное свойство: он заканчивается всегда в максимально не подходящий момент. Например, на стоянке в глухом лесу в пяти км. от ближайшей дороги, поздно вечером, причём именно тогда, когда захотелось попить чайку и чайник уже почти вскипел. Ну прям совсем вот-вот уже. Но... Языки пламени вокруг конфорки сперва пожелтели, потом стали тускнеть и уменьшаться, а желанный чай и ужин были уже так близко...
Для того, чтобы такие ситуации не случались, запасной баллон с газом необходим.
2. Надёжное и безопасное хранение запасного баллона.
В Маусе хранение и перевозка резервного баллона осуществлялась внизу, под днищем кунга, между клетью запасного колеса и задним мостом машины. Это - самое безопасное место в плане возможных случайных повреждений баллона. Запаска сзади и мост спереди надёжно защищали баллон от любых посягательств бездорожья, а система упругой фиксации, сделанная из двух мощных багажных лебёдок, профилированного основания, смягченного толстым слоем пеноплена, и двух направляющих под стропы лебёдок (тоже профилированных и смягченных пенопленом), исключала возможность искрения при вибрациях. Кроме того, баллон помещался дополнительно в защитный смягчающий чехол, чтобы даже мелкие дорожные камешки не касались непосредственно металла баллона. В дополнение ко всему сказанному это место скрыто от солнечных лучей, а следовательно - защищено от случайного перегрева.
3. Максимально безопасное расположение и надёжное крепление рабочего баллона.
Рабочий баллон располагался внутри помещения, но при этом был тоже хорошо виброизолирован. Кроме того, его месторасположение было продумано так, чтобы он находился в самом прохладном месте и был обособлен от жилой зоны. Он находился в глухом шкафу в переднем углу кухни под раковиной. Этот участок кунга, во-первых, самый малопрогреваемый как печью в зимнее время, так и летним солнцем, а во-вторых, он находится в самой виброкомфортной зоне - над средней частью рамы автомобиля.
Шкаф, в котором находился узел фиксации рабочего баллона, был отделан изнутри базальтовой ватой, покрытой сверху слоем асбестового полотна. Сверху располагалась кухонная мойка, а сбоку отделение закрывалось вставляемым в гарнитур холодильником. Медная магистраль от баллона вела к распределительному крану, и уже от него шёл резиновый газовый шланг к плите.
4. Заправка обоих баллонов никогда не должна производиться по максимальному объёму. Газ, испытывая перепады температур, может расшириться, и в случае отсутствия резервного объёма разорвать баллон.
Таким образом, в баллоны объёмом 27 литров никогда не заправлялось больше 22-х литров газа, а в жаркое время года заправка не превышала 20-и литров.
5. Оба баллона раз в год проходили строгую профилактику. Обследовалось состояние металла на наличие каверн, трещин, помятостей, ржавчины. Ржавчина немедленно зачищалась и эти места тщательно грунтовались и прокрашивались.
Кран баллона выворачивался и проверялся на герметичность. Делается это с помощью горячего тосола. Кран с лёгким усилием затягивается от руки, затем переворачивается резьбовой частью вверх и в газовыводящий канал заливается горячий тосол. В таком положении кран оставляется, пока тосол не остынет. Обычно для этого достаточно 20-40 минут. Если за это время в носике на торцевой поверхности крана не образуется "напотевания" тосола - значит, кран герметичен и безопасен. Если появилось сырое пятно, а тем более капли тосола - кран однозначно подлежит замене.
Из самого баллона в специально вырытую (желательно на месте старого костровища) яму сливается осевший на дне баллона газовый конденсат, коническая резьба в верхушке баллона протирается и смазывается густотёртой краской. На резьбу исправного крана наносится та же краска и подматываются два-три льняных волокна, затем кран вворачивается на место, не дожидаясь схватывания краски. Вворачивать нужно с нарастающим усилием до тех пор, пока над поверхностью резьбовой части баллона останется не более трёх витков резьбы крана. Дальнейшая эксплуатация баллона допускается только после полного высыхания краски.
В случае обнаружения на баллоне трещин, резких вмятин или нарушения целостности сварных швов баллон подлежит замене, а в случае появления вмятин необходимо также тщательно обследовать место хранения и систему крепления баллона, выявить и устранить причину, вызвавшую повреждение.
6. При хранении, а так же во время транспортировки до заправочной станции и обратно баллон должен обязательно иметь плотно навинченный поверх крана защитный колпак или хотя бы плотную резьбовую заглушку, навинченную на носик крана.
7. При заканчивании газа в баллоне нельзя перекрывать вентиль баллона прежде, чем из него выйдет весь газ. Прежде, чем заменить баллон, необходимо дожечь весь остаток до тех пор, пока газ полностью не перестанет выходить из баллона и огонь на конфорке не погаснет самостоятельно.
При соблюдении этих условий, а так же элементарных правил пожарной безопасности, актуальных для любых бытовых приборов, работающих на сжиженном газе, эксплуатация газовой плиты в камбузе автодома будет столь же безопасна, как использование подобного оборудования на кухне стационарного жилища.